Жилет - gilet (фр.) - мужская одежда без
рукавов, которую надевали под аби, редингот, сюртук
или фрак. Жилет появился в середине XVIII
века, когда в связи с уменьшением объема аби, жилет-весту стали
делать без рукавов, со спинкой из полотна, прямой или полуприлегающей
формы, значительно более короткой. Длина жилета, а также его
покрой, форма выреза, наличие или отсутствие воротника меняется
в зависимости от моды. В начале XIX века модники часто носили
двубортные жилеты, иногда сразу по два, надевая их один на другой.
Жилет носился под мундиром
и виц-мундиром. Шился из темно-зеленого сукна и белого полотна
или шерсти с двумя бортами, отложным воротником и лацканами
или с одним бортом без воротника и лацканов.
«Извольте, я уйду... Только вы отдайте мне сначала три рубля, что вы у меня
на пикейную жилетку заняли».
А.П.Чехов. Брак по расчету.
1884.
Жилет — мужская или женская одежда без рукавов. Название, возможно,
заимствовано из французского языка от мужского имени Жиль — персонажа комического
театра, изображения которого в одежде без рукавов известны с 17 в. Dictionnaire
Etymologique (Dauzat A. P., 1964, p. 362) предлагает другую версию: французское
gilet заимствовано из испанского jileco, это слово, в свою очередь, из арабского
jaleco — плащ, куртка, кофточка, пришедшее из турецкого yelec. Хотя подобная
одежда была известна и раньше, обязательной, однако, для мужского гардероба
она стала только после 1789. Прообразом жилета послужил камзол. С кон.
18 в. определились функции жилета — его носили под фраком, сюртуком, затем под
пиджаком, но появляться в одном жилете считалось неприличным. В России жилет,
как и фрак и панталоны, известны позже, чем в других европейских странах. В
кон. 18 в., в годы правления Павла I, они были запрещены: «Жилеты запрещены.
Император говорит, что именно жилеты совершили французскую революцию. Когда
какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина препровождают в часть» (Дневник
Дарий Ливен; цит. по кн. Лотман Ю. М., Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий,
М., 1983, с. 158). Покрой жилета менялся очень часто — уровень длины, форма
выреза, предпочтительные цвета и ткани, количество карманов, пуговиц, характер
застежки и др. Особенно часты были изменения в 1-й половине 19 в. В начале 1820-х
гг. название «жилет» воспринималось как чужестранное, а покрой очень модным
и даже вызывающим: «Но панталоны, фрак, жилет, Всех
этих слов на русском нет» (А.С.Пушкин, Евгений Онегин, 1823—31), хотя с 1802
(в первые годы правления Александра I) жилет прочно обосновался в гардеробе
не только щеголеватых молодых мужчин. К началу 1830-х гг. жилет уже даже по
названию не вызывал никаких двусмысленных толкований во всей России — гораздо
больше говорили о бородах, ставших символом неблагонадежности. В истории моды
были периоды, когда надевали по два или даже три жилета одновременно. Особое
увлечение такой модой относится к 19 в. «Делать нечего, буду снаряжать свой
бальный костюм: пюсовый фрак и белый жилет с поджилетником из Турецкой шали;
разоденусь хватом» (Жихарев С. П., Записки, т. 1, Л., 1989, с. 197). Так как
жилет был виден в вырезе фрака, то его покрою и ткани придавалось большое значение.
«Модные жилеты на груди так узки, что могут только на половину застегиваться.
Их нарочно так делают, чтобы была видна рубашка, сложенная складками, и особенно
пять пуговок на ней, из коих одна оплетена волосами, другая золотая с эмалью,
третья из сердолика, четвертая черепаховая, пятая перламутровая» («Московский
телеграф», 1828, № 2, с. 301). Роль жилета в костюме мужчины была столь велика,
что для него разрабатывались особо модные орнаменты. «Иерусалимская мостовая—теперь
самый модный узор для жилета: представьте себе ромбоиды разной величины и ржавого
цвета по белому пике» («Московский телеграф», 1826, № 15, с. 132). Тема «иерусалимской
мостовой» получила развитие: «вулкановы сети», рекламируемые в том же году,
представляли собой орнамент из ромбов одинаковой величины и вытянутых либо по
вертикали, либо по горизонтали. Разнообразие жилетов не может оставить равнодушным:
«Какой бы жилет надеть мне сегодня, — думал барин,— пестрый полосатый или черный
с лиловыми разводами? Вчера я надевал желтый с бронзовыми пуговицами» (И. И.
Панаев, Онагр, 1841). По мере проявления в мужской моде строгости и сдержанности
пестрый жилет стали считать вульгарным и предпочтение отдавали либо белому для
торжественных случаев, либо темному, либо с мелким рисунком. В конце 19 в. стали
носить костюмы-тройки — брюки, жилет и пиджак из одной
ткани. Выработались некоторые правила о допустимости для мужчин украшений на
жилете. Чаще всего ими служили часы с цепочкой. «Часы носили в жилетном кармане,
обыкновенно открытые из вороненой стали с золотой или тоже вороненой цепочкой,
причем молодые носили в верхнем кармане жилета, а пожилые в нижнем» (Засосов
Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890— 1910-х годов, Л., 1991, с. 111).
В современном российском быту костюм-тройка считается особенно нарядной одеждой,
хотя во всем мире это повседневная одежда чиновников. В середине 19 в. жилет
становится женской одеждой: «В настоящее время жилеты необходимы в женском туалете
как и в мужском... Жилеты делают или одинакие с платьем или черные, белые, красные
казимировые с золотыми пуговицами; к зеленым платьям подойдет цвет pensee» («Модный
магазин», 1863, № 14, с. 232).
Женщины носили жилет как украшение поверх платья, а не
под другой одеждой, как мужчины. Этот обычай носить безрукавную
одежду восходит к 18 в., после успеха актрисы Конта в роли Сюзанны
в пьесе «Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше, тогда же были взяты на вооружение корсаж
«сюзанна» и короткая безрукавка «фигаро», вновь вернувшиеся
в моду после 1780-х гг. только в 1960-е гг. Если о «сюзанне»
забыли, то «фигаро» неоднократно появлялось в моде 20 в. (особой популярностью
жилет без застежек «фигаро» пользовался
в 1850-х гг.). Ткани для женских жилетов
всегда были более разнообразны в отличие от мужских, шившихся из более плотных материалов.
Не случайно, что иногда жилет служил
мужчине корсетом.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.