На скамейке барышня сидит с кавалером, и кавалер так чудесно одет (какие
брюки! непременно куплю себе такие).
Ф.И.Шаляпин. Маска и душа.
Часть первая, 11.16.1932.
Брюки — мужские верхние штаны. Название, восходящее к голландскому broek,
распространилось в России в эпоху Петра I (1689—1725). Поначалу
относилось только к матросским штанам и лишь с конца 18 в.,
после изменений в моде, вызванных Великой французской революцией
1789—94, стало употребляться применительно к детали мужского
костюма вообще. Сначала термин «брюки» существовал параллельно
с термином панталоны, но со временем полностью его вытеснил.
Требования к покрою брюк были точно такие же, как и к покрою
панталон (т. к. имелся в виду один и тот же тип одежды), до
тех пор, пока словом «панталоны» не стали обозначать интимную
деталь женского туалета. С приходом в моду фрака,
имевшего вначале довольно высокую талию, необходимо было кроить
брюки так, чтобы на животе не собирались складки; это привело
к появлению подтяжек. К 1820-м гг. научились кроить брюки (и
панталоны) с гульфиком. До этого застежка или, точнее, застежки
находились по бокам. Со временем место расположения пуговиц
стало указывать на возраст — детские брюки застегивались сбоку,
с подросткового периода—с помощью гульфика (подростки и юноши
ощущали себя совсем взрослыми, когда получали возможность заказывать
брюки с гульфиком). Если проблема застежки в одинаковой степени
относилась и к брюкам и к панталонам, то отворотов и складок
— только к брюкам. В 1895 англичане ввели в моду отвороты на
брюки; первоначально брюки с отворотами носили только утром
и в дождливую погоду. Появилась даже поговорка: «Когда в Лондоне
идет дождь, в Париже подворачивают брюки». В 1911—12 на брюках
появились заглаженные складки. Существует легенда о том, что
поводом к появлению складок на брюках послужило желание торговца
как можно плотнее набить тюки для отправки в Америку, в результате
чего за время плавания брюки так слежались, что складки были
восприняты как новая мода. В России брюки навыпуск носило только
городское население, тогда как мастеровые и крестьяне, прибывшие
в город на заработки, заправляли брюки в сапоги
(аналогично традиционным русским портам). Белое духовенство
под рясой тоже носило брюки, обязательно заправленными в сапоги
(Ривош Я. Н., Время и вещи, М., 19 с. 213). Нижний край брючин,
называемый у портных «следок», изменял форму согласно требованиям
моды. «Покрой брюк различный: они бывают или с разрезом на боку,
простирающимся до сгиба ноги, или без разреза, совершенно круглые
внизу; но всегда с подтяжками. Последний покрой преимущественно
употребителен при башмаках» («Молва», 1831, № 31, с. 80). Ширина
и длина брюк также диктовались журнальными рекомендациями. С
конца 1920-х гг. особой популярностью в России пользовались
брюки «полпред» — из шерстяной ткани, часто буклированной, с
отворотами. Сохранялись т. н. визиточные брюки из полосатой
ткани (см. Гриделен). До 2-й мировой войны 1939—45 широко
распространились брюки гольф (см. Гольф) обычно из ткани
в клетку, застегивающиеся на пуговицу или пряжку под коленями.
Они служили для занятий спортом и путешествий в сочетании с
чулками гольф и удобной мягкой обувью. Со 2-й пол. 20 в. брюки
разнообразных фасонов носят не только мужчины, но и женщины
(в России в 1-й пол. 20 в. женские брюки — еще довольно экстравагантная
одежда; первыми их усвоили женщины-работницы, заботившиеся не
столько о моде, сколько об удобстве). Среди особо модных покроев
брюк — «бананы», форма которых расширяется на уровне колен и
суживается к щиколотке, что позволяет обходиться без заглаженных
«стрелок». «Бананом» называли также в начале 1970-х гг. и юбку
до щиколоток из разноцветных клиньев в форме гигантских запятых
(такая конфигурация клиньев придавала спиралевидный характер
расположению цветных линий). В связи с появлением в печати публикаций
о «Бермудском треугольнике» (район в Атлантическом океане с
трудными условиями для навигации) в моду вошли брюки «бермуды»—довольно
широкие, чуть ниже колен, обычно с отворотами, сшитые из пестрых
хлопчатобумажных тканей. В 1990-е гг. распространились «легенсы»
или, как их называют в России, «лосины» — женские брюки из синтетических
тканей, плотно обтягивающие ноги и доходящие до щиколоток, а
также т. н. брюки велосипедиста — узкие, выше колен, облегающие
форму тела штанишки, заимствованные из спортивной одежды, брюки
«капри» — те же лосины, но заканчивающиеся под коленом.
Женщины очень долго отстаивали
право носить мужскую одежду: в 1-й пол. 19 в.— фрак и панталоны, как писательница
Жорж Санд во Франции, в сер. 19 в.— брюки
-шаровары в сочетании с платьем, как Амелия Блумер (отсюда — их название «блумеры»)
в Америке; лишь к конце 20 в. брюки
разнообразного покроя, включая юбку-брюки,
прочно вошли в женский гардероб.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.