Фрак (франц. frac) - мужской парадный костюм,
вид сюртука с английским воротником, заострёнными спереди полами
на уровне талии и двумя длинными узкими фалдами сзади. Традиционно
его надевают на особо торжественные и официальные мероприятия,
которые проходят по строгому протоколу. Полная парадная форма
для фрака состоит из белой сорочки с воротником-бабочкой, галстука-бабочки
или новомодного галстука пластрон, туго накрахмаленной манишки
под открытым жилетом.
Вечерний фрак - шикарный костюм для торжественных мероприятий.
Фрак имеет самый оригинальный покрой - короткие борта спереди
и длинные сзади. Фрак должен быть черным и всегда однобортным.
Его невозможно застегнуть. Лацканы отделаны шелком, как и в
смокинге. Брюки имеют две параллельные
шелковые полоски вдоль боковых швов. У брюк фрака отсутствуют
отвороты.
Он не замечает, что многие из публики улыбаются его фраку, фалды которого
опускаются ниже подколенного сгиба.
Л.Н.Андреев. Первый гонорар.
1896.
Фрак — мужская одежда, не имеющая передних пол, а только фалды сзади,
внутри которых размещались потайные карманы. Название от французского frac,
восходящего к английскому frac или frock-coat, которое, в свою очередь, заимствовано
из старо-французского froc — ряса. Бытует мнение, что в русский язык пришло
через немецкое Frack (Фасмер М., Этимологический словарь русского языка, т.
4, М., 1987, с. 205). Сомнение в нем. происхождении названия вызвано тем, что
в России сначала появились фраки французского образца, заметно отличающиеся
от английских. Считается, что фрак широко распространился в Англии в середине
18 в. как одежда для верховой езды, полы которой отгибались, а затем совсем
исчезли. Английский frac шили из сукна, и название frock-coat в Англии относили
к одежде из узорчатых тканей, у которой под влиянием английской моды передние
полы были так сильно скошены от талии к спине, что напоминали английский frac.
При Екатерине II появились сначала французские узорчатые фраки, что после революционных
событий во Франции 1789 стало рассматриваться как покушение на государственные
устои России, но меры, предпринятые Екатериной II, были довольно мягкими и своеобразными:
«Императрице Екатерине такие франты очень не нравились. Она приказала Чичерину
нарядить всех будочников в их наряд и дать им в руки лорнеты. Франты после того
быстро исчезли» (Пыляев М. И., Старый Петербург, М., 1990, с. 451). В отличие
от Екатерины II, Павел I действовал очень жестко, подвергая ослушников наказанию
вплоть до лишения чинов и ссылке, но сразу же после его смерти вновь появились
фраки вместо кафтанов, круглые французские шляпы вместо
треуголок, сапоги с отворотами вместо ботфортов.
В 19 в. покрой фрака унифицировался и речь шла только об одежде из сукна — все
изменения в длине, покрое воротника, отделках, пуговицах подчинялись моде. Начиная
с 19 в. мужская мода находилась под английским влиянием. В России образцом для
подражания стал служить английский «денди лондонский», хотя сообщения о модных
новинках печатали по-французски (вероятно, в силу большего распространения этого
языка). Фрак 1810-х гг. был коротким (т. е. его фалды были заметно выше колен),
имел стояче-отложной высокий воротник. В 1820-е гг. воротник оставался высоким,
талия по-прежнему не достигала естественной линии, но фалды опускались ниже
колен, а на рукавах появились буфы. Фрак 1830-х гг. сохранял пышный у плеча
рукав, способствовавший сохранению в качестве уличной одежды многочисленных
накидок, плащей без рукавов, но талия опустилась на естественную линию и была
туго обтянута (широкие плечи и тонкая талия у мужчины считались идеалом красоты,
причем ноги и руки должны были быть небольших размеров). В 1840-е гг. талия
фрака опустилась ниже естественной линии, рукав обузился и появилась возможность
носить одежду для улицы с рукавами — распространилось пальто. Фрак 1-й половины
19 в. шили из разноцветных сукон — серых, красных, зеленых, синих и т. д. различных
оттенков, от очень светлых до темных. «Цветность» пушкинского времени хорошо
помнили еще на рубеже 19—20 вв. «Известный своими живописными нарядами И.Я.
Билибин сшил себе ярко-синий „онегинский" сюртук — с длинными полами и
огромным воротником (в этом костюме Билибин был изображен Б.М. Кустодиевым)»
(Демиденко Ю. Б., Костюм и стиль жизни. Образ русского художника начала XX века,
«Панорама искусств», 1990, № 13, с. 81—82). Черный фрак стал обычным явлением
только во 2-й пол. 19 в., хотя попытки предложить его в качестве модного одеяния
предпринимались неоднократно. Но в России с черным цветом был связан ряд предубеждений
и суеверий, к тому же черный фрак указывал на то, что мужчина нигде не служит.
Во время правления Николая I имели мундиры не только военные или чиновники,
но и сословия: «Вы могли бы сказать Пушкину, что неприлично ему одному быть
во фраке, когда мы все были в мундирах, и что он мог бы завести себе по крайней
мере дворянский мундир; впоследствии, в подобном случае пусть так и сделает»
(из пометки на письме Бенкендорфа, сделанной Николаем I, «Старина и Новизна»,
VI, 7). Описывая события 1822, мемуарист сообщает: «Но черных фраков и жилетов
тогда еще нигде не носили, кроме придворного и семейного траура. Черный цвет,
как для мужчин, так и для дам, считался дурным предзнаменованием, фраки носили
коричневые или зеленые и синие со светлыми пуговицами,— последние были в большом
употреблении» (Свербеев Д. Н., Записки, т. 1, М., 1899, с. 265). Отцы и матери
семейств с дочерьми на выданье считались с тем, что черный фрак свидетельствует
об отсутствии государственной должности у молодого человека и его «неблагонадежности».
Еще в середине 1850-х гг. можно было встретить в печати такое сообщение: «Замечательной
особенностью праздника будет то, что на нем явятся только мундиры и официальные
костюмы, блестящие золотом и серебром; черный же фрак будет изгнан положительно»
(«Мода», 1856, № 1, с. 93). Экономическая и политическая ситуация в России 2-й
пол. 19 в. изменилась т. о., что черная фрачная пара стала в это время символом
преуспеяния и значительного материального положения, а цветные фраки — знаком
экстравагантности, неуместным у «положительного» человека. Фрак оставался особо
нарядной одеждой у мужчин вплоть до 1917, а позже сохранился лишь как концертный
костюм, предназначенный только для сцены. Так как покрой фрака и качество ткани
уже не были отличительным сословным признаком, «истинную светскость» определяли
по манере ношения, сочетания отдельных деталей и т. д. В некоторых ресторанах
официанты носили фраки и отличались от мужской части публики нитяными (а не
лайковыми) перчатками и галстуком «бантиком» (в кон. 19 в. обычно черным, а
не белым, как полагалось по правилам хорошего тона). Мужчины, привыкшие носить
фрак, умели в нем двигаться и, прежде всего, садиться, не раздвигая фалды. Количество
и качество украшений, покрой жилета, носимого с фраком,
тоже не позволяли ошибиться в истинном положении мужчины. В среде портных искусство
«фрачника» ценилось очень высоко. Лучшие специалисты по шитью фраков работали
в фирме «Сиже», располагавшейся в Москве по Малому Гнездниковскому переулку.
В современной Англии мужская одежда, которую в других странах называют «фрак»,
имеет совсем иное название: dress-coat — нарядная одежда; evening-dress — вечерний
наряд и даже tail-coat—хвостатое одеяние, a frac означает повседневное облачение
священнослужителя — рясу.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.