Кафтан - верхняя мужская одежда европейского
образца, которую в XVIII в. носили военные всех родов войск
в качестве мундира.
В углу человек высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкою во
рту, облакотясь на стол, читал гамбургские газеты.
А. С. Пушкин. Арап Петра
Великого. Глава II. 1827—28.
Кафтан — верхняя мужская длиннополая одежда. Название древнерусское,
заимствовано через тюркское, восходящее к персидскому Kaftan, распространившемуся
через арабский язык в странах Западной Европы. До начала 18 в. кафтаны были
разнообразного кроя — прямые и отрезные по талии, с длинными или едва достигающими
локтя рукавами, с полами до щиколоток или только до колен, запашные или застегивающиеся
на крючки, пуговицы и т. д. Различия кроя определили типы кафтанов, каждый из
которых получил собственное название. Турский (турецкий) кафтан — прямого покроя,
не отрезной по талии, без воротника, с застежкой на левом боку: «На боярине
был шелковый турский кафтан, то есть длинное платье без козыря и петлиц, похожее
своим покроем на бухарский халат» (М.Н. Загоскин, Брынский лес, 1845). Восточные
элементы в старорусском костюме объясняются культурными и политическими связями
России со странами Ближнего и Среднего Востока. Граф А.Н.Оленин, автор одной
из первых историй костюма в России, замечает: «С XI-го же по XV век крестовые
походы имели влияние на моды Европейские; длинные платья, шубы с откидными рукавами
и род чалмы заимствованы были у Сарацинов. Сей костюм, с теплою только шапкою,
был нам передан Татарами» (Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени
просвещения словян от времени Траяна и русских до нашествия Татар, СПб., 1832,
с. 5). Становой кафтан — отрезной по талии, с широкими короткими, иногда выше
локтя рукавами. Нижняя его часть кроилась клиньями и имела с боков разрезы —
прорехи», грудь украшалась узорчатыми пуговицами. У А.К.Толстого читаем: «Чёрную
рясу заменил он желтым становым кафтаном, стеганным полосами» «Князь Серебряный»,
1862). Русский кафтан отличался от станового только тем, что клинья нижней части
кроились прямыми, а поэтому сборки образовывались уже на талии. На основе «русского»
кафтана сложилось несколько разновидностей мужской традиционной одежды, существовавших
до конца 19 в., но термин «кафтан» сохранился лишь за кучерским кафтаном, называемым
также «волан», он был очень длинным, иногда с разрезом на «юбке» и обязательно
с утолщением сзади, чуть ниже талии, предохранявшим нижнюю часть спины извозчика
от пинков, которыми подгоняли его нетерпеливые седоки. Обычно наемный извозчик
(«лихач», но не «ванька», работавший в армяке) сзади на кушаке крепил массу
нужных пассажиру предметов: «Перед моими глазами, как и перед материнскими,
ширился огромный, в синем сборчатом ватнике, кучерский зад, с путевыми часами
в кожаной оправе на кушаке; они показывали двадцать минут третьего» (В. В. Набоков,
Другие берега, 1954). В 18 в. термин «кафтан», относясь к одежде традиционного
типа, распространился и на мужскую верхнюю одежду европейского образца, соответствовавшую
по крою французскому habit (костюм — платье). Возможно, что иностранное название
не прижилось сразу (позже в нем отпала необходимость), потому что было созвучно
хорошо известному слову «аба» (см. Габа), а кафтаны нового покроя были
полной противоположностью этим уже известным тканям и виду одежды тем, что шились
из цветных сукон, шелка, парчи. Такие кафтаны в 18 в. были подвержены изменениям
моды, определявшей выбор ткани, цвет, наличие или отсутствие воротника, но имели
и ряд устойчивых признаков — были всегда отрезными по талии, со сквозной застежкой,
хотя никогда не застегивались на все пуговицы, чтобы не укрывать камзола.
В 1-й трети 18 в. кафтаны шили из гладкокрашеных цветных сукон.
В середине 18 в., при императрице Елизавете Петровне, стали ориентироваться
на французскую моду и предпочитали светлые или узорчатые ткани. Одним из способов
украшения кафтана служили многочисленные пуговицы, которые в начале 18 в. носили
декоративный, а не функциональный характер. Тогда же карманы на передних полах
кафтана представляли собой лишь декоративные клапаны, отделанные пуговицами.
Настоящий карман помещался сзади в разрезе. Бумаги или письма держали за широкими
отворотами на рукавах. Со временем количество пуговиц на кафтане уменьшилось.
В 1770-х гг. оно равнялось числу пуговиц на камзоле. Д. И. Фонвизин пишет об
этом так: «Накануне экзамена делалося приготовление; вот в чем оно состояло:
учитель пришел в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре; удивленный
сею странностью, я спросил учителя о причине. „Пуговицы мои кажутся вам смешны,—
говорил он,— но они суть стражи вашей и моей чести: ибо на кафтане значит пять
склонений, а на камзоле четыре спряжения; итак,— продолжал он, ударяя по столу
рукой,— извольте слушать все, что говорить стану. Когда станут спрашивать о
каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте, за какую пуговицу я
возьмусь"» (Фонвизин Д. И., Избранное, М., 1983, с. 250—51). Кафтан как
костюм европейского образца был вытеснен из обихода другими типами мужской одежды,
распространившимися по Европе после Великой французской революции 1789—94,—
фраком, сюртукоми др.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.