Афанасий Иванович женился тридцати лет, когда был молодцом и носил шитый
камзол; он даже увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники
не хотели отдавать за него; но об этом уже он очень мало помнил, по крайней
мере, никогда не говорил.
Н. В. Гоголь. Старосветские помещики. 1835.
Камзол — деталь мужского костюма в виде куртки с рукавами или без рукавов,
надевавшейся под кафтан. Название от французского
camisole, восходящего к итальянскому camiciola — рубашка. Камзол появился в
России в начале 1700-х гг. одновременно с другими типами мужской и женской одежды
западноевропейского образца. Полы кафтана обычно не застегивали, и богато расшитый
перед камзола был хорошо виден. Во 2-й половине 18 в. камзол начали носить и
женщины, слегка его видоизменив — обузив талию и укоротив. К концу 18 в. камзол,
навсегда лишившись рукавов и укоротившись, превратился в жилет.
При Павле I все заимствования из французской моды были запрещены. Как только
стало известно, что Павел I умер — в обеих столицах немедленно переоделись.
«К концу апреля кое-где встречались старинные однобортные кафтаны и камзолы,
и то на людях самых бедных» (Вигель Ф.Ф., Записки, т. 1, М., 1928, с. 125).
Став признаком чудачества и старомодности в 19 в., камзол был предметом невероятного
щегольства на протяжении всего 18 в. Его шили либо из ткани кафтана, либо из
более дорогой материи, обильно украшая золотым шитьем, позументом, вышивкой
шелком.
Особенно роскошными были пуговицы — эмалевые, с драгоценными камнями, из слоновой
кости. Их число совпадало с числом пуговиц на кафтане или могло быть значительно
большим, чем того требовала мода. В 1-й половине 18 в. камзол был довольно длинным,
почти вровень с кафтаном, к середине столетия его длина заметно уменьшилась,
и во 2-й половине века он превратился в длинный жилет. В середине 18 в. любили
носить узорчатые кафтаны и камзолы из одной ткани. При этом несколько пуговиц
на груди камзола оставались расстегнутыми, что позволяло видеть тонкое кружевное
жабо. В 18 в. женщины стали прибегать к заимствованиям
из мужского костюма уже не с целью мистификации, необходимостью скрыться и быть
неузнанными, а как к модным нововведениям, сочетая мужской камзол с длинной
дамской юбкой — сначала для верховой езды и охоты, а затем и как мундирное платье,
введенное в России для женщин Екатериной II. Одним из последних обладателей
камзола в 19 в. был камердинер Павла I Брызгалов, удивлявший петербуржцев еще
в 1820-е гг. своим столь старомодным видом (Касьян Касьянов, Наши чудодеи. Летопись
чудачеств и эксцентричностей всякого рода, СПб., 1875, с.137). В начале 20 в.
камзол вновь можно было увидеть на некоторых русских литераторах, причем не
только на мужчинах на костюмированных балах, но и на женщинах. В частности,
3.Н. Гиппиус любила наряжаться французским кавалером в камзольчик и кюлоты.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.