Иван Петрович вернулся в Россию англоманом. Коротко стриженные волосы, накрахмаленное
жабо, долгополый гороховый сюртук со множеством воротничков.
И.С.Тургенев. Дворянское
гнездо. X. 1859.
Жабо — отделка блузки, платья, мужской рубашки в виде оборки из ткани
или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди. Название от французского
jabot — птичий зоб, в более раннем значении — брюхо (Dauzat A., Dictionnaire
Etymologique, P., 1964, p. 416). В некоторых словарных изданиях жабо толкуется
как воротник или галстук. Вероятно, ошибка вкралась еще в начале 19 в., когда
в печати началась полемика о «старом и новом слоге». Поборник чистоты русского
языка А.С.Шишков писал: «Они наденут толстый галстук и скажут: ето жабо» (Прибавление
к сочинению, называемому Рассуждение о старом и новом слоге российского языка,
СПб., 1804, с. 114). Жабо впервые появилось в европейском костюме в 17 в. как
непременная деталь белоснежной (эффект достигался с помощью синьки), обшитой
кружевами мужской рубашки — признака истинного щегольства и богатства. Жабо
ниспадало, достигая талии, пышной волной, выступами, сплошной оборкой в мелкую
складку (иногда двойной или тройной). Хотя на протяжении последующих веков мода
отдавала предпочтение то одному, то другому по форме и размеру жабо, основные
его типы сложились именно в это время. Россия заимствовала жабо в 18 в. вместе
с платьем западноевропейского покроя; женщины в правление Екатерины II (1762—96)
переодевались в мундирное платье с камзольчиком, напоминающее мужское, неотъемлемым
дополнением которого была рубашка с жабо. И все же до 1840-х гг. жабо оставалось
деталью только мужского костюма. Когда эпоха камзолов и париков закончилась
и в мужскую моду вошли фраки, жабо стало строже и меньше в объеме и характерно
только для штатской одежды. В 1-й трети 19 в. мужчины носили высокие воротнички
и несколько галстуков одновременно, из-под которых в вырезе жилета
было видно жабо. В 18—1-й половине 19 вв. для мужского костюма жабо шили из
ткани рубашки и отделывали кружевами разной ширины. С середины 19 в. жабо появились
и в женской моде, но не для того, чтобы скрыть застежку на блузке (вплоть до
начала 20 в. блузки и платья застегивались только сзади; застежка спереди появилась
около 1880), а исключительно для создания декоративного эффекта. Уже во 2-й
пол. 19 в. жабо могло быть не только в тон или из того же материала, что и само
платье, но и контрастного с ним цвета или рисунка, с многочисленными отделками
по краям — рюшем, кружевом, бейкой, часто достигая пышности и длины жабо 17
в. Во 2-й половине 19 в. жабо практически исчезло из мужской одежды, попытки
возродить его в середине 1960-х гг. успеха не имели. В женской и детской моде
жабо сохраняется и ныне.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.