Прошлый раз по пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение,
в вагон еще какой-то тип влазит. Нестарый еще. С усиками. Довольно франтовато
одетый. В русских сапогах. И с ним — старуха. Такая обыкновенная старуха с двумя
тюками и корзинкой.
М.Зощенко. Гримаса нэпа.
1927.
Сапоги — обувь с голенищем различной длины,
выполненная из кожи или ткани. Происхождение слова «сапоги»
неясно. Существуют разные версии — славянская, тюркская и иранская,
которые обсуждаются в работах по этимологии (Фасмер М., Этимологический
словарь русского языка). Все версии, однако, связаны с особой
вытянутой формой — дымоход, трубка, стебель или сабля. В России
допетровского времени сапоги имели загнутые кверху носки, что
приближало их к восточным образцам и делало удобными для верховой
езды (форма носка не позволяла ноге застрять в стремени). Расшитые
шелком, камнями или жемчугом бархатные или из цветной кожи сапоги
были жестким социальным знаком и не имели широкого распространения.
Иностранец, посетивший Россию в 16 в., сообщал: «Сапоги они
носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен,
а подошвы у них подбиты железными гвоздиками» (Герберштейн С.,
Записки о Московии, М., 1988, с. 117). Подбитые гвоздиками подошвы
послужили одной из причин запрета выделки такой обуви при Петре
I, когда интерьеры вновь возводимых зданий украшали по европейскому
образцу паркетными полами. В 18 в. в русском быту получили распространение
европейские башмаки и сапоги (см. Ботфорты).
В кон. 18 в. с появлением фрака сапоги
стали модной обувью. Из военного костюма были заимствованы сапоги
а ля Суворов и гусарские, отличавшиеся формой верхней части
голенища: с отворотом, закрывающим колено, у сапог «по-суворовски»
и вырезом «сердечком», заканчивающимся кисточкой, у сапог «по-гусарски».
Если в 18 в. сапоги были деталью специального мужского костюма
— военного и охотничьего, то в 1-й пол. 19 в. сапоги различной
длины были практически единственной мужской обувью. В живописи
1-й половине 19 в. короткие голенища сапог часто закрыты панталонами
или брюками и как сапоги не воспринимаются.
Однако можно сказать, что в повседневной жизни мужчины крайне
редко надевали что-либо кроме сапог (ботинки
и туфли появились и прижились не сразу); в современном Санкт-Петербурге
до сих пор всю мужскую обувь называют «сапоги», в отличие от
Москвы, где распространены названия, строго соответствующие
типу обуви (Колесов В. В., Язык города, М., 1991, с. 159). В
конце 19 — начале 20 вв. появились т. н. русские сапоги. «Когда
рабочий уже пообжился, он приобретал другие выходные сапоги
из хрома с лакированными голенищами. Они так и назывались —
русские сапоги. Считалось особенным шиком, чтобы выходные сапоги
были «со скрипом». Отвечая этим пожеланиям, сапожники прибегали
к такому ухищрению: между стелькой и подметкой закладывали сухую
бересту, и сапоги начинали скрипеть» (Засосов
Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890—1910-х годов. Заметки
очевидцев, Л., 1991, с. 105). Бытовали также сапоги бутылками,
отличавшиеся от русских сапог лишь более объемным лакированным
голенищем, что и дало повод к появлению такого названия. Сапоги
гармошкой (со сборками между голенищем и головкой) получили
свое название в 1830-е гг. (подобная конструкция была известна
несколько ранее) в связи с распространением гармоники, или гармошки.
Сапоги русского образца были популярны среди купечества, городского
рабочего люда, зажиточного крестьянства уже с начала 19 в.,
хотя можно предположить, что сапоги особого, не иноземного образца,
стали появляться уже в 18 в. среди тех, кто сохранил видоизмененные,
но традиционные русские костюмы. Таким сословием прежде всего
было купечество. Существовали также сапоги с гамбургскими передами,
у которых тоже были лакированное голенище и головка матовой
кожи (Ривош Я.Н., Вещи и время, М., 1990, с. 127). От русских
сапог они отличались, скорее всего, особенностями обработки
кожи и длиной голенища. Форма носка сапог была подвержена моде
и довольно часто менялась — узкие, квадратные и др. В начале
20 в. появились сапоги-бульдог — с возвышением на носке. Сапоги
военных имели свои особенности: парадные сапоги конца 19 в.
были столь узки в голенище, что надеть или снять их без посторонней
помощи было невозможно. Внутрь сапог насыпали тальк и пользовались
специальными крючками, позволявшими тянуть сапоги изнутри. Такой
крой был отступлением от военного устава, что дает возможность
говорить об особой военной моде. В 18 в. женщины, переодеваясь
в мужское платье для маскарада или охоты, носили и сапоги, но
в моду такой тип женской обуви вошел только в 1950-е гг., с
запуском первого искусственного спутника земли в 1957, когда
во всем мире появился интерес к России, ее национальному костюму.
Наряду с сапогами из кожи, замши или плотных тканей модельерами
предлагались и сапоги из шелкового атласа и бархата, расшитые
камнями или жемчугом. В обзорах моды 2-й пол. 1950—60-х гг.
они назывались «царевич», а источником вдохновения для зарубежных
художников послужила картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын
его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея,
Москва). Сапоги из ткани или легких кож с прорезным орнаментом
женщины начали носить и летом.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.