Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая
ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак.
А. С. Пушкин. Пиковая дама.
II. 1833.
Ботфорты — сапоги с жесткими голенищами, которые
спереди много выше колен, а сзади достигают сгиба ноги. Название от французского
bottes fortes, буквально — крепкие сапоги. В 18 в. форменная обувь в русской
армии. Применялись главным образом в кавалерии: вырез сзади позволял легко сгибать
ногу, раструб спереди защищал колено. Военная обувь подвергалась изменениям
вместе с форменной одеждой. В 1797 Павел I издал указ о коренном изменении русского
военного мундира: «Всех возмущала тогда перемена мундирной формы по старинному
прусскому образцу, все взроптали, а Копиев пожелал угодить общему мнению. Он,
как говорили тогда, выкинул штуку: заказал себе в преувеличенном виде все, ботфорты,
перчатки — раструбом, прицепил уродливые косу и пукли и в этом шутовском наряде
явился к Павлу, который шутить не любил» (Вигель Ф.Ф., Записки, т. 1, М., 1928,
с. 368). Но и во время правления Александра I, казалось бы не придерживающегося
нововведений своего отца, отсутствие ботфорт могло служить поводом для отправления
на гауптвахту. «Смотрите же, наденьте курьерскую дорожную форму с крепом на
рукаве и на шпаге».— «Да у меня ее нет этой формы, то есть мундирного сюртука
с серебряными кантами».— «Так ступайте в мундире, но уж непременно в ботфортах».—
«Да у меня и таких сапог нет».— «Только ради бога не в башмаках, его высочество
их терпеть не может»,— рассказывает Д. Н.Свербеев об обычаях при дворе великого
князя Константина Павловича в Варшаве (Записки, т. 2, М., 1899, с. 322). Впоследствии
от тяжелых ботфорт отказались и в армии. После 1960 они вошли в моду как женская
обувь — чаще всего мягкие замшевые сапоги, в верхней своей части повторяющие
форму ботфорт.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.