Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Сербский национальный костюм
В прошлом одежду, как и материал для нее, изготовляли женщины в каждой семье.
Нательное и верхнее платье шили на руках, прилагая при этом много заботы, чтобы
оно было практично и красиво. Иногда одежду шили наемные портные, ходившие из
села в село. В последние десятилетия прошлого века одежду (мужскую и женскую)
как в городах, так и в селах, стали шить главным образом профессиональные мастера.
Сербский мужской костюм
Туникообразная рубаха (кошула, рубина) и штаны (гаhе) составляют наиболее
старые элементы мужского народного костюма, сохранившегося до
наших дней. Их шьют из различных сортов полотна. Помимо полотняных,
носят и суконные штаны с узким (чакшире) или широким (потурлиjе)
шагом. Раньше в Боснии и Старом Влахе мужчины носили суконные
брюки - пеленгири, теперь встречающиеся очень редко, и ногавицы.
Верхнюю мужскую одежду прежде шили из редкого домотканого, а
теперь чаще покупного сукна (раньше красного, позднее черного).
Это был длинный кафтан (долама),
короткая куртка с рукавами - гунь, называвшаяся иногда также
крцалинац, дороц, гуньац. Поверх куртки обычно надевают короткие
(короче гуня) безрукавки - елек (jелек), ечерма (jeчерма), джока
(Цока). По праздникам раньше носили короткий камзол (фермен)
без рукавов, из тонкого сукна, а вместо гуня надевали короткую
куртку с рукавами (антериjа) из такого же материала, что и камзол.
В некоторых областях Сербии мужской костюм, особенно праздничный, и сейчас украшают
серебряными пуговицами или шнуром. Зимой поверх куртки надевалась кабанииа - длинный
суконный плащ. Ее и сейчас еще носят пастухи. В Воеводине и некоторых других областях
Сербии носили кожаные плащи (огртач), кроеные так же, как суконные.
Неотъемлемой частью мужского национального костюма был пояс. Из различного вида
поясов особенно известны узорные кушаки (тканица), которыми подпоясывались как
мужчины, так и женщины. Вытканные из разноцветной пряжи, красиво орнаментованные,
они различались по областям; в настоящее время пояса выходят из употребления.
Перестают носить и кожаные пояса, так называемые силави, с особыми отделениями
(листови) для ношения оружия и кошелька. На ногах до сих пор носят шерстяные чулки
до колен, различающиеся по областям цветом и вышивкой, а поверх них - шерстяные
носки красивой вязки и опанки - своеобразную кожаную обувь типа мокасин, делавшуюся
ранее из необработанной кожи (прешнъаци), а позже - из дубленой. Опанки различаются
по областям формой плетения и фасоном. Сейчас многие носят башмаки (цокула) или
резиновые туфли, а в Воеводине - сапоги (чизме).
Головные уборы сербских крестьян в прошлом были очень разнообразны: носили
соломенные шляпы, фесы, сшитые
из сукна или вязаные, меховые и суконные шапки. В настоящее
время зимой обычно носят меховые шапки, а в остальное время
года - фетровые шляпы, кепи и шапки военного образца (титовка),
вошедшие в быт после второй мировой войны.
Сербский женский костюм
Для женского сербского национального костюма характерна туникообразная рубаха
(кошульа), богато украшенная вышивкой, кружевами и тесьмой. Поверх рубахи надевают
короткую богато украшенную безрукавку (jелек) из сукна, бархата или сатина. Куртка
(зубун) сохраняется в некоторых областях до сих пор. Обычно куртки шьют из белого,
реже - из синего или красного сукна, без застежек, впереди - большой вырез. Зубуны
богато украшены вышивкой, аппликацией. В некоторых областях прежде носили длинное
распашное платье.
Обязательная деталь костюма - домотканый богато орнаментированный фартук (прегача,
кецельа и т. д.). В некоторых областях замужние женщины носили
два фартука - передний и задний, как на севере Болгарии.
Фартук бытует и теперь, но его шьют из покупной материи и меньше
украшают. Юбки (сукнъа) сербских крестьянок различаются по областям
материалом, покроем и названием. Юбки шьют из шерстяных и хлопчатобумажных
тканей. Подпоясываются женщины поясами (тканица). Они похожи
на мужские, только короче и уже. Их застегивают различного вида
металлическими пряжками.
Обувь похожа на мужскую- это чулки, носки и опанки, только женские чулки короче
и красивее связаны. Все больше в быт крестьянок входит городская обувь.
Различались головные уборы и прически замужних женщин и девушек. Вообще головные
уборы сербских крестьянок в прошлом были очень разнообразны: носили фесы (иногда
их обматывали платками); различные шапочки, которые обшивали шнуром, монетами
или обвивали вокруг них косы; платки, повязанные различными способами. В дни траура
носили обычно черные, а иногда и белые шали. В настоящее время крестьянки чаще
всего носят покупные платки. Девушки и молодые женщины теперь причесываются по
городской моде.
Народный костюм дополняется различными украшениями - монетами, ожерельями, серьгами,
браслетами, цветами, а также красиво орнаментованными ткаными или вязаными сумками
(торба). В дни траура украшений не носят.
* * *
Сербский национальный костюм различался по областям (Бока Которска, Боснийская
Крайна, Косово и др.), так что по костюму можно было определить областную принадлежность.
Там, где этнический состав населения сложен, на национальном костюме сказались
различные влияния. В эпоху широких миграций - с конца XIV по первую половину
XIX в. - переселенцы, перемешиваясь с коренным местным населением, нередко забывали
особенности своей национальной одежды и начинали носить местный костюм или путем
взаимовлияния создавали новый костюм. Так, например, в Шумадии возник шумадийский
костюм, далеко распространившийся за границы этой области на восток и на юг.
Полный комплект старинного национального костюма в наши дни встречается редко;
он сохраняется в этнографических музеях и театральных коллективах.
Хотя городская мода оказывает большое влияние на костюм сельских
жителей, некоторые элементы народного костюма - рубахи, штаны
(чакшире), куртки, безрукавки, кафтаны,
опанки, плащи, шапки - в мужском костюме; юбки, фартуки, платки,
пояса, безрукавки, вязаные носки и чулки и др. в женском костюме
и сейчас еще встречаются довольно часто, особенно в Шумадии
и Восточной Сербии. Здесь народный костюм распространен в основном
среди пожилых, а частично и среди молодежи как повседневная
рабочая и как праздничная одежда. Имеет место и обратное явление:
народный сербский костюм и сейчас еще оказывает влияние на городскую
моду. Так, например, иногда горожанки носят пояса, подобные
тканицам, сумки-торбы, туфли, форма и орнамент которых очень
напоминают опанки.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965