Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Прически, головные уборы, дополнения
Характерной особенностью причесок японских женщин до середины периода Муромати
(1333- 1573 гг.) являлись прямые, распущенные по плечам или собранные сзади в
узел волосы. Позже волосы стали укладывать в прическу. Прически имели разнообразный
характер и часто очень сложную форму. Но в основе каждой из них лежал узел или
своеобразный бант, сделанный из нескольких прядей волос. Пышную прическу сооружали
раз в неделю и покрывали лаком. В целях ее сохранения японки спали, подложив под
голову специальные валики.
Наиболее экстравагантными были прически периода Момояма (1573-1614 гг.), когда
красоте костюма и внешности человека стали уделять особое внимание. В период Эдо
(1614-1868 гг.) вошедший в моду вырез на спинке платья - эри-аси повлек за собой
появление высоких и пышных причесок, максимально открывающих затылок и шею и тем
самым делающих акцент на них. Для украшения причесок использовались декоративные
гребни и шпильки из дерева, металла, панциря черепахи, кости, кораллов. Кроме
них прическу украшали цветы. Мужчины брили лоб до макушки, сзади волосы завязывали
в виде небольшого пучка. Как и женщины, они пользовались лаком. В настоящее время
в Японии распространены европейские прически. Старинные сложные прически выходят
из употребления. Однако, надевая кимоно, женщины чаще всего причесываются так,
чтобы волосы не лежали на поверхности воротника.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного
японского костюма. Женщины господствующих классов головных уборов,
как правило, не носили. Исключение составляли обрядовые и ритуальные
головные уборы. Обрядовый свадебный головной убор -
цунокакуси, который применяется и сейчас, представляет
собой белую повязку-налобник, обернутую вокруг головы в виде
шапочки без дна и украшенную обычно красными цветами. Мужские
церемониальные головные уборы представителей высшей знати имели
затейливый вид и являлись больше символом, чем средством защиты
головы.
Большой интерес представляют собой разнообразные головные уборы, дополняющие великолепные
ритуальные и церемониальные костюмы, специально изготовляемые для многочисленных
традиционных японских праздников. Это и большие соломенные шляпы разнообразной
формы, иногда украшенные цветами на высоких стеблях (праздники первых всходов
риса), и экзотические головные уборы - хикоса дзукин в виде черных полотнищ ткани
с узкими прорезями для глаз, которые накладываются на голову и придерживаются
на ней с помощью повязки - хатимаки, и закрывающие почти все лицо и напоминающие
шалаш соломенные шляпы - ториоигаса, т.е. "зонтик для изгнания птиц",
и многие другие.
Традиционным мужским головным убором аристократов
на протяжении многих веков была лакированная шляпа - эбоси,
которую делали из накрахмаленной шелковой ткани или папье-маше
и покрывали черным лаком. Она была без полей, с высокой тульей
и двумя шнурами под подбородком и по своему виду напоминала
шлем, который носили немного опущенным на глаза и слегка сдвинутым
на сторону. Высшие военачальники сдвигали эбоси на правую сторону,
низшие - на левую. Простые солдаты носили шлемы из легкого железа
или кожи - дзингаза.
В период Эдо на эбоси стали рисовать золотом моны.
Распространенным видом мужских головных уборов являлись шапки в виде высоких колпаков.
Крестьяне еще и сейчас, как правило, употребляют широкополые шляпы в виде перевернутой
тарелки, шляпки гриба, конусообразные и прочие из войлока, травы и соломы. Их
носят мужчины и женщины для защиты от солнца, дождя и снега. В жару мужчины обвязывают
голову свернутым жгутом полотенцем - хатимаки, которое предохраняет глаза от стекающего
со лба пота. В холодную погоду японцы издавна использовали прямоугольные головные
платки. Мужские платки по размеру были меньше женских.
В послевоенные годы среди мужчин стали широко распространяться кепи, матерчатые
и фетровые шляпы западного образца. Впервые европейские шляпы, как и широкие португальские
штаны, появились в Японии в середине XVI в., когда туда стали заходить корабли
с Запада. Такие шляпы на горожанах изображены в росписях ширм того времени. Сейчас,
надевая европейское платье, женщины используют современные, соответствующие моде
головные уборы. С национальным костюмом головные уборы носить не принято.
Так как сумки в Японии не были распространены, для переноски различных вещей -
книг, документов и других предметов - применяли цветные платки - фуросики, завязывая
углы платка крест-накрест в виде узла. Ими нередко пользуются и сейчас вместо
портфелей и сумок как в городе, так и в деревне.
Традиционным дополнением японского костюма с давних времен являлся веер. Существует
два основных типа японских ручных вееров: складные и нескладные в виде опахала.
Прежде складные веера изготовляли из японского кипариса. Они состояли обычно из
12, 23 или 25 тонких дощечек, которые скреплялись шелковой ниткой. Такие веера
использовались знатью во время различных официальных церемоний. Позднее для вееров
стали применять бумагу или шелковую ткань, которую крепили на каркас из бамбука,
меди или слоновой кости. Нескладные плоские веера представляли собой кусок шелковой
ткани или специальной бумаги, натянутой на круглую, овальную или квадратную раму
из лакированной древесины с ручкой из того же дерева. Веера украшали ажурной резьбой,
инкрустацией из золота и серебра, изящными рисунками, иероглифами.
Японские мужчины и женщины пользуются веером и сейчас, держа его в руке или закладывая
за верхний край пояса - оби. Женщины, как правило, предпочитают складные веера.
Петрова И.В., Бабушкина Л.Н. Что вы знаете о японском костюме. - М.:
Легпромбытиздат, 1992.