Петрова И.В., Бабушкина Л.Н. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Рассмотрены различные виды национальной японской одежды, ее форма, покрой, цветовое
и орнаментальное решение, являющиеся богатым источником творчества при проектировании
современного бытового костюма.
Для специалистов художественного профиля, работающих в области создания костюма.
Книга представляет большой интерес для специалистов в области моделирования
и истории костюма. Авторы обращаются к малоисследованной и малоосвещенной в
нашей научной и искусствоведческой литературе теме. Это наиболее полная работа
по японскому костюму, в которой сделана попытка описать самобытную одежду японцев
и осветить основные направления в истории развития национального костюма, являющегося
одним из основных элементов материальной культуры человека.
В первом разделе дается краткий обзор культуры и искусства Японии начиная с
древних времен и кончая XX в. Отмечены основные черты японской архитектуры,
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, религии и театра, показаны
истоки национального творчества.
Второй раздел содержит классификацию и описание отдельных образцов одежды конца
XIX - начала XX в. Рассматриваются характерные особенности, конструктивный строи
и покрой основных видов мужской и женской одежды, таких, как дзюбан, хаори,
кимоно, хакама и др.
Третий раздел посвящен истории японского костюма, формирование и развитие которого
прослеживаются по периодам в тесной связи с историческим фоном страны, ее культурой
и искусством. В VI в. большое влияние на характер костюма, как и на всю японскую
культуру, оказало установление контактов с другими странами, в частности с Китаем,
а также проникновение буддизма. Японский национальный костюм китаизировался
и стал повторять китайский церемониальный костюм. В IX в. в связи с ростом национальной
культуры и национального самосознания, сопровождающегося развитием японских
традиций, официальный костюм утрачивает китайские черты и преобразуется в национальный
костюм, чисто японский по форме, цвету и покрою. В таком виде костюм просуществовал
почти без изменений как церемониальное придворное платье для дворянства. В таком
же виде он используется и в настоящее время как официальный церемониальный туалет.
Основой японского национального костюма, как придворного, так и народного, является
кимоно, характеризующееся простотой кроя и красотой формы. Его социальные различия
проявляются в основном в отделке и декоре платья, а также в качестве используемого
материала. Авторы уделяют особое внимание внешнему виду кимоно, манере его ношения,
декоративному оформлению в исторические периоды и в наши дни, знакомят с театральным
костюмом национальных театров.
В четвертом, пятом и шестом разделах дается описание японской одежды различного
назначения: рабочей, повседневной, нарядной и парадно-церемониальной. Последующие
разделы посвящены характеристике традиционной японской обуви, причесок и дополнений.
Этот небольшой труд является первой попыткой авторов - специалистов в области
проектирования костюма - обобщить и систематизировать материал по костюмам Японии,
имеющийся в научных и искусствоведческих публикациях в нашей стране.
Д-р философских наук, проф. В.Ф. Рябов
Введение
Развитие творческих способностей художников-модельеров невозможно без глубокого
и всестороннего изучения национального костюма, который отражает эстетические
представления народа, его мастерство и уровень социально-экономического совершенства.
Неповторимое искусство Японии и своеобразный японский костюм вызывают большой
интерес у художников. Образный строй одежды, ее форма, покрой, декоративность
цветового и орнаментального решения служат неиссякаемым источником творчества.
Авторы не ставили перед собой задачи исследовательского характера, в работе
дано описание некоторых особенностей японской одежды, обуви и дополнений. Основное
внимание уделено внешнему виду и конструктивному строю мужской и женской одежды,
ее классификации в зависимости от времени, социальной и половозрастной принадлежности,
вида и назначения.
На русском языке издано всего несколько публикаций, посвященных японскому костюму.
Этой теме отводятся лишь отдельные страницы в работах ученых-востоковедов. Общие
сведения об одежде японцев представлены отечественным Институтом этнографии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая в издании серии "Народы мира"*.
Основные вехи в развитии японского костюма отмечены в работе М.В. Воробьева
и Г.А. Соколовой "Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии"
(М., 1976). Ценный материал по вопросам трансформации и использования отдельных
видов национальной одежды в современной жизни японского народа рассмотрен в
книге С.А. Арутюнова "Современный быт японцев" (М., 1968). Большой
интерес представляет работа Р.А. Ксенофонтовой*, в которой даются анализ, классификация,
а также описание внешнего вида и конструктивных особенностей отдельных образцов
японской традиционной одежды конца XIX - начала XX в., имеющихся в собрании
отечественного Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (МАЭ). Краткие
сведения об истории японского костюма содержатся в книге Н.С. Николаевой "Декоративное
искусство Японии" (М., 1972). Завершить этот перечень литературы может
книга Ф.М. Пармона "Композиция костюма" (М., 1985), где автор кратко
характеризует японский костюм.
Учитывая большой дефицит литературных и искусствоведческих материалов по данной
теме, можно надеяться, что настоящая работа будет полезной как для специалистов,
студентов вузов и учащихся средних учебных заведений, так и для широкого круга
читателей.
*Народы Восточной Азии: Народы мира. М.; Л., 1965.