Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Рабочий костюм японцев
Рабочий костюм японцев - фуданги имеет много разновидностей и локальных
различий профессионального, регионального, сезонного и конструктивно-декоративного
характера. Он разнообразен по ассортименту и визуальным характеристикам, может
включать в себя различные виды и элементы одежды как национальной, так и европейской.
Современный рабочий костюм в своей основе сходен с костюмом, который носили
японцы во время сельскохозяйственных работ еще в средневековье. Мужской костюм
состоит из куртки - хантэн, штанов - момохики, пояса - оби и головного убора
- широкополой шляпы или головной повязки - хатимаки1, используемой
для защиты от солнца и потоотделения, а также обуви - гэта или дзори. Иногда
во время работы надевают только один набедренный пояс - фундоси и соломенную
шляпу. Женский рабочий костюм, как правило, помимо куртки - хантэн и штанов
- момпэ включает в себя передник - апрон, шляпу или полотенце - тэну-гуи, которое
драпируют на голове в виде шляпы. На шляпе или полотенце крупным шрифтом пишут
названия своих поселков.
Основу рабочего мужского и женского костюма составляет куртка - хантэн или
хаппи и штаны (момохики - мужские, момпэ - женские). Хантэн - это свободная
куртка без завязок на груди, относящаяся по своим конструктивным особенностям
к туниковидному типу запашной или распашной одежды. Ее крой принадлежит к типу
кимоно. Различие наблюдается в форме рукавов, которые бывают пяти видов (тамото-содэ,
хира-содэ, хосо-содэ, маки-содэ и цуцу-содэ) и отличаются друг от друга шириной
и оформлением локтевых срезов. Форма рукавов может быть прямой, закругленной,
конусообразной - сужающейся у кистей рук. Женский хантэн почти не отличается
от мужского, за исключением незашитой нижней подмышечной части рукава и соответствующей
ей части проймы. Хантэн имеет короткую (до бедер) длину и может быть как на
подкладке, так и без нее. Длина ее не предусматривает напуска на поясе, как
это делается в обычных кимоно.
Хаппи - широкая куртка с прямыми узкими рукавами. В период Эдо (1614-1868
гг.) ее носили низшие и средние слои самураев с фамильными гербами или монами,
напечатанными краской на ткани, а также пожарники, плотники, штукатуры, слуги
и торговцы с белыми отличительными знаками или иероглифами, обозначающими названия
домов и профессиональных объединений, к которым они принадлежали.
Поясная рабочая одежда мужчин - это облегающие ноги и широкие вверху штаны
- момохики. Они держатся на бедрах с помощью длинного пояса, к которому
пришиваются передняя и около половины задней части штанов. Особенностью момохики
является то, что части штанов вверху (в области слонки) не соединены швом. Непришитые
сзади к поясу участки излишней ширины штанов накладываются одна на другую и
стягиваются поясом.
Женские рабочие штаны называются момпэ. Они представляют собой разновидность
длинных штанов, узких внизу и широких в бедрах. В отличие от мужских их передние
и задние части сшиваются полностью. Крой момпэ в области шага занижен и представлен
двумя треугольными клиньями. Вверху участки излишней ширины закладываются в
мягкие складки и пришиваются к поясу, который завязывается вокруг талии. Момпэ
и хаппи носят преимущественно женщины в сельскохозяйственных и рыбачьих деревнях.
В военное и послевоенное время в качестве рабочей одежды стали носить шаровары,
которые отчасти заменили старинные узкие штаны крестьянского костюма.
Материалом для рабочей одежды служит плотная хлопковая ткань темных немарких цветов.
Ткань может быть однотонной, полосатой или с геометрическим рисунком.
Для защиты от дождя и снега в сельской местности до сих пор применяют короткие
плащи - накидки из соломы или конопли и зонты - карагаса, которые делают
из промасленной бумаги или шелковой ткани. Обувью служат высокие деревянные
гэта или соломенные сандалии - дзори.
В современном рабочем костюме по-прежнему широко используют куртку - хаппи. На
ней изображаются эмблемы различных торговых фирм и корпораций. Марку фирмы или
фамилию предпринимателя обязательно ставят на форменной, производственной или
специальной одежде, которая имеет свои специфические черты, связанные с родом
работы. Такая одежда, как правило, носит европейский характер. Служащие, студенты,
школьники и даже малыши в детских садах носят одежду форменного стиля. Японцы
считают, что форма дисциплинирует человека, обостряет чувство принадлежности к
определенной фирме, организации. "Надевая форму, работник как бы облачается
в мундир специфических обязанностей. Форма - это как бы оболочка духовного мира
японского рабочего и служащего. Не случайно руководство компании уделяет довольно
много внимания всем элементам формы, в том числе и ее эстетическому оформлению"2.
Чаще всего форменный костюм женщин представляет собой юбку и блузу с жилетом или
пиджаком, мужской - деловую тройку. Исключение составляют те виды работ, которые
требуют ношения национальной одежды. Это прежде всего относится к продавцам японского
платья и обслуживающему персоналу гостиниц, ресторанов и кафе национального стиля.
Во время домашней работы, а иногда и выходя на улицу за покупками, японские
женщины используют передник - апрон. Передник, который надевают на европейскую
одежду, имеет вид обычного фартука. На национальное кимоно надевают апрон в
виде халата с широкими рукавами, имеющими застегивающиеся манжеты. Передник,
как правило, белого цвета завязывается на спине. В области груди предусматривается
вырез в виде трапеции. Вырез начинается на высоте раскрытой части воротника
кимоно. Для предохранения от загрязнения во время работы длинных рукавов (содэ)
еще и сейчас пользуются 8-образным шнуром - тасуки, который завязывают на уровне
подмышек.
1 Головную повязку - хатимаки надевали под шлем японские самураи. Ее также употребляют
в ритуальном костюме. Свернутый жгутом и повязанный на лоб кусок ткани носит сакральный
характер, означая готовность к переходу от обыденности к священности.
2 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1985. С.253.
Петрова И.В., Бабушкина Л.Н. Что вы знаете о японском костюме. - М.:
Легпромбытиздат, 1992.