Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Женская одежда народов Северного Кавказа в советское время
Рубаха и
штаны.
Рассматривая вопрос о женской рубахе в конце XIX — начале XX в., мы выявили
разницу ее функции у отдельных народов Северного Кавказа. Налицо были два типа:
1) рубаха нательная, поверх которой обязательно надевались другие виды одежды
— кафтанчик, распашное платье; 2) платье-рубаха, которое само по себе считалось
достаточной одеждой не только в домашних условиях, но и при выходе «на люди».
Последний тип был характерен для чеченцев, ингушей, отчасти адыгейцев.
В подтверждение подобной типологии мы привели анализ наименований рубахи и современного
платья, а также проследили процесс изменений и самого вида этой одежды, и отношения
к нему в конце XIX — начале XX в. в связи с влиянием городского костюма.
В советское время этот процесс продолжался в том же направлении. У адыгских
народов, карачаевцев, балкарцев, осетин рубаха постепенно
начинала играть роль белья. При этом у старшего поколения она сохраняла туникообразный
покрой, а у молодежи, особенно в условиях отказа от распашных платьев, сближалась
с городской сорочкой с выкройными плечиками без рукавов 26. В таком
виде она продолжала бытовать и в 1930-х годах, постепенно заменяясь покупным
бельем — трикотажными комбинациями, распространенными в 1960—1970-х годах уже
повсеместно (карта 13).
Однако в случаях надевания распашного платья
традиционного покроя (на свадьбу, праздник, демонстрацию) оно сочеталось с
рубахой, хотя и не всегда туникообразной по покрою,
но с длинными рукавами. Пожилые женщины в 1930-е годы, а старухи и позднее,
продолжали носить рубахи старого типа, но преимущественно белого или светлых
цветов, в сочетании с платьями, как распашными, так и закрытыми.
У чеченцев и ингушей платье-рубаха на кокетке, появившаяся в
начале XX в.. выдержала испытание временем. Эта форма была господствующей в
1930-х годах, бытовала и в более поздний период вплоть до 1960—1970 гг., по
носили ее чаще всего в сочетании с нижней («внутренней») рубахой традиционного
покроя. Более молодые, особенно в послевоенные годы, надевали платье-рубаху
коч поверх фабричного белья. Шили платье разной длины и ширины из штапеля, сатина,
шелка, панбархата или даже парчи27. В 1960—1970-е годы кокетка (прямая,
мысиком, круглая) часто застегивалась сзади и сочеталась с рукавом на 8—10 см
ниже локтя или длинным на обшлаге. Такие платья девушки и женщины носили наряду
с современными модными платьями. Реже встречаются юбки с кофточками или жакетами
28. Пожилые женщины в селениях Чечено-Ингушетии еще носят кое-где
в качестве платьев длинные туникообразные рубахи.
Мы писали ранее, что адыгейки в ряде случаев носили платье-рубаху джанэ — название,
употребляемое и для современного женского платья любого покроя. В Адыгее,
однако, уже до революции стали носить нижние. «внутренние» рубахи. Дальнейшая
эволюция платья-рубахи у адыгеек имела свои особенности. Кокетка встречалась
редко, зато появилась форма джанэ зэгъалъ («сморщенная рубаха») с отрезным низом,
заложенным в складки. Многие женщины носили такие платья в 1920—1930-е годы,
а пожилые — и позднее. Но и последнее время чаще можно видеть у женщин старшего
возраста прямое платье типа халата со швом-складкой или с застежкой спереди
и с карманами. Его также называют джанэ. Под него надевают рубаху туникообразного
покроя или современное белье. Девушки и молодые женщины полностью перешли на
платья городского типа, но с более закрытым воротом, длиной ниже колен, длинными
или короткими рукавами29 .
В 1930-е годы подавляющее большинство женщин-горянок под рубаху надевали штаны
традиционного покроя из хлопчатобумажных тканей разного цвета. У пожилых они
часто были видны из-под платья при ходьбе, работе, сидении на полу, что не считалось
нарушением правил приличия. Это положение сохраняется у старых чеченок
до сих пор. Позднее штаны предпочитали шить из белой бельевой ткани. С 1960—1970
гг. младшее и среднее поколение женщин пользуется покупным трикотажным бельем.
На девочках-подростках, особенно в Чечено-Ингушетии, в 1960—1970 гг. встречались
длинные штаны типа лыжных, надевавшиеся под платье.
Кафтанчики. Платья.
Кафтанчики, надевавшиеся под платье поверх рубахи, как мы говорили ранее,
уже в конце XIX и особенно в начале XX в. начали распадаться на части. В 1920—1930
гг. цельные кафтанчики встречались в Карачае, Балкарии, Кабарде
у женщин старших поколений в форме, соответствующей возрасту: без вышивок и
серебряных нагрудных застежек, они застегивались на круглые мелкие пуговки из
шнурка или металлические. Сохранившиеся кое-где в семьях красивые, шитые золотом
девичьи кафтанчики надевались в составе полного национального костюма на праздники,
выступления самодеятельности.
Значительно дольше и шире бытовали девичьи нагрудники
с серебряными застежками, которые носили не только под распашные, но и под закрытые
платья с вырезом на груди. Имелись они в некоторых семьях и в 1960—1970 гг.;
нагрудники и традиционные серебряные пояса используются в свадебном костюме.
Развитие и сближение традиционного костюма с формами
городской одежды характерны для народов Северного Кавказа уже в конце XIX — начале XX в. Но в тот период этот процесс
затрагивал в основном лишь небольшую часть населения. Городская мода той поры в
какой-то степени была близка к традиционным вкусам многих женщин Северного
Кавказа, о чем мы уже упоминали (карта 14).
В советский же период городская одежда стала иной.
Повседневные летние платья шили из тонких тканей с короткими рукавами, большим
вырезом, часто с низкоспущенной талией. В городах в
это время у девушек появилась одежда типа косовороток, юнгштурмовок,
кепки и т. п. виды одежды, близкие к мужской.
Подобная мода не могла легко войти в обиход женщины-горянки. Поэтому у народов
Северного Кавказа продолжали бытовать платья распашного покроя (у среднего и
старшего поколения) или закрытые (у молодых) того типа, что были и в начале
XX в., только более скромные и дешевые, чем у горских модниц начала века. Предпочитались
однотонные ткани, преимущественно темных цветов, особенно у адыгских народов
и осетин.
В 1960—1970 гг. девушки и молодые женщины народов
Северного Кавказа перешли на современную модную одежду, которую шьют сами, а
чаще покупают готовой или заказывают в ателье 30.
Мы уже отмечали, что на свадьбу принято надевать старинное платье или
заказывать в специальных ателье платья из современных тканей традиционного или слегка
модернизированного покроя. Используют также серебряные национальные пояса любой
формы 31. Те. у кого сохранились старинные нагрудные застежки или
пояса, весьма дорожат ими, но вместе с тем охотно дают их родственницам и соседкам
на свадьбу, как это было в обычае и в прошлом. Вплоть до наших дней в быту можно
встретить пояса почти 150-летней давности рядом с совсем «молодыми», сделанными
лет 40 назад. Пояса из тканей, платков или полотенец в настоящее время можно
увидеть очень редко у старых женщин.
Теплая одежда. Головные
уборы.
В прошлом в состав теплой женской
одежды входили стеганые капталы, а также крытые или нагольные шубы, главным
образом из мерлушки, однобортные, приталенные или покроя черкески, с застежкой от
шеи до талии. В 1930-х годах и та. и
другая формы (капталы и шубы) были характерны для одежды женщин среднего или
старшего поколения. Весьма часто пальто или каптал заменялись теплыми шалями
типа пледов, накинутыми на плечи. При этом для тепла иногда надевали 2—3 платья
одно на другое.
Пальто городского типа появились во время кампании
«Пальто —горянке» в конце 1920-х годов. Сшитые из
грубого сукна, прямого мужского покроя, они мало отвечали вкусам горянок.
Теплая одежда фабричного производства городского типа
— жакеты (вязаные и костюмные), различные женские пальто и шубы начали носить в
конце 1930-х годов, а в послевоенное время они распространились почти повсюду 32.
Наиболее устойчивым элементом женской одежды оказались
головные уборы, состоящие из платков и шалей. Они преобладали в 1930-х годах у женщин
всех возрастов и во всех районах. Все описанные ранее типы платков сосуществуют
до наших дней и могут лежать в сундуке с приданым одной и той же девушки. В
советское время ассортимент платков пополнился еще несколькими видами шалей. В
1930-х годах появились фабричные узорной вязки белые шелковые платки с длинными
кистями, а также шали из белого крепдешина с бахромой (карты 15 и 16).
В конце 1930-х годов старинные громадные белые шелковые шали, украшенные белым
шитьем гладью, цветочным узором европейского образца, ценились особенно высоко.
В предвоенный период за такую шаль платили до 3—4 тыс. рублей. После войны многие
горянки, особенно карачаевки и балкарки, сами делали белые и цветные
крепдешиновые шали, украшая их яркой вышивкой гладью.
Способы ношения платков и шалей оставались
традиционными. Замужние женщины повязывали черную косынку (или надевали чухту там, где она существовала и ранее), а сверху
накидывали большой платок или шаль, завязывая их описанными способами.
В послевоенный период и особенно в 1960—1970 гг.
носили различные платки — косынки, шали, в том числе газовые, сделанные из
синтетических тканей, с люрексом или украшенные блестками. Однако молодые
замужние женщины, особенно в городах, уже не стараются
закрывать волосы и маленькая косыночка поверх пышной прически имеет
скорее символическое значение. В зимнее время носят шерстяные или пуховые
платки. Меховые шапки, береты или шляпы встречаются редко даже в городах 33.
Забота о красивых старинных или современных платках
для приданого или свадебных подарков типична и для наших дней. Интересно
сообщение В. С. Уарзиати о том, что в число
обязательных подарков невестки вошел сравнительно новый элемент одежды женщин
старших возрастов — фартуки, сшитые из различных тканей и различные по покрою 34.
В советское время в женской одежде в отличие от мужской не сложился какой-либо
новый комплекс переходного типа. В целом женская традиционная одежда оказалась
менее устойчивой, чем мужская. Путь ее изменения был противоречивым и сложным,
впрочем, он отражает общие закономерности развития современной одежды народов
СССР 35.
Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа
XVIII-XX вв.,
"Наука", Москва, 1989 г.