Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Одежда народов Северного Кавказа в советское время
Развитие одежды народов Северного Кавказа в советское время имеет свои особенности.
В предыдущие исторические периоды сложение и развитие той или иной формы одежды
и комплекса в целом являлись результатом воздействия географических и хозяйственных
условий, исторических и экономических процессов и шли стихийно и неравномерно2.
Так, например, изменения, происшедшие в одежде в результате процесса капитализации,
становления всероссийского рынка в конце XIX — начале XX в., затронули в основном
социальную верхушку, зажиточную часть крестьянства, зарождающуюся интеллигенцию.
В основной массе населения сохранялись традиционные формы одежды. Возросло лишь
употребление привозных тканей, главным образом хлопчатобумажных, а также фабричных
платков и шалей. Влияние городской моды прослеживалось главным образом в плоскостных
районах, близких к городам Екатеринодару, Владикавказу и др.3
(рис. 42).
В первые годы Советской власти на Северном Кавказе,
как и во всей стране, наблюдались экономическая разруха, мануфактурный голод,
явившиеся результатом общего состояния хозяйства страны после первой мировой и гражданской
войн. Эти причины обусловливали сохранение, а в некоторых местах и
восстановление домашнего изготовления тканей, обуви, платков и шалей.
Основным сырьем являлись шерсть, шкуры и кожи домашних
животных. Даже в женской одежде, где употребление домотканого сукна почти не
наблюдалось уже в XIX в., в 1920-х годах
возрождается шитье женских платьев из домотканины. При этом некоторые женщины,
подражая фабричным тканям, стали изготовлять полосатые и клетчатые материалы на
ткацких станках старого типа. Для шитья одежды шли в ход имевшиеся в домах
занавески, покрывала, перешивалась и комбинировалась старая одежда. Большая часть населения не имела сменной одежды и донашивала
имевшуюся до лохмотьев. Но в составе одежды, ее покрое, манере ношения
особых изменений не происходило 4.
В 1920-х годах, особенно во второй половине,
разворачивается деятельность советских и партийных организаций по изменению
быта, улучшению материальных условий населения, раскрепощению женщины, подъему
культурного уровня. Большую роль на Кавказе сыграло создание женских клубов,
кружков кройки и шитья, обучение шитью и вязанию в школах. Во всех этих организациях
велась пропаганда нового быта, обучение было ориентировано на городские формы
одежды и белья, велась пропаганда санитарно-гигиенических норм быта. В
некоторых школах обучали вязанию чулок на ручных машинах.
Развитие кооперативной торговли, строительство дорог в
горных районах облегчало приобретение тканей, готовой обуви и одежды.
Женщины-горянки стали чаще бывать в городах, на различных совещаниях и
конференциях, откуда привозили новые впечатления и представления. В этот же
период началась борьба против некоторых элементов национального женского
костюма — металлических поясов, нагрудных застежек и др., что нашло отражение
в документах и печати
тех лет5.
Вовлечению женщин в активную общественную жизнь, в
производство в известной мере мешала традиция ограничений на ношение теплой
одежды девушками и молодыми женщинами. В 1928 г. началась кампания «Пальто — горянке!».
Беднейшим женщинам готовые пальто выдавали бесплатно, а более состоятельным —
по низкой цене. Вокруг этой кампании завязалась острая борьба за раскрепощение
женщины-горянки. Новые идеи встретили сопротивление в среде мусульманского
духовенства, кулачества, оказывавших отрицательное
влияние на старшее поколение. Женщин, надевших пальто, порой выгоняли из дома,
избивали и т. п.6
Коллективизация сельского хозяйства в конце 1920-х —
начале 1930-х годов, последующее укрепление колхозов и рост материального
благополучия сыграли значительную роль в изменении одежды, внедрении новых ее
форм, а также готовых изделий швейной и обувной промышленности. Коллективные
формы труда, работа на полевых станах, молочных фермах, где собиралось большое
количество молодежи, вызвали к жизни новые типы одежды. Издавна молодежь,
собиравшаяся на общественные работы — «помочи» (даже если она заключалась в
обмазывании нового дома), являлась в нарядных платьях, с гармошкой. Так и в
1930-х годах при выезде на полевые станы, иногда расположенные за десятки
километров на «прирезках» в плоскостных районах, девушки и юноши в дорогу
одевались нарядно, рабочую одежду брали с собой 7.
1930-е годы характеризуются развитием национальных
форм культуры, созданием различных ансамблей, позднее появляются и национальные
театры.
Возрастает интерес к истории народов, вопросам их
происхождения, к фольклору и народному искусству. Входят в обычай различные
соревнования, джигитовка. Советские праздники и юбилеи стали сопровождаться
красочными демонстрациями, которые открывали колонны юношей и девушек в
традиционных костюмах. При этом многие партийные и советские руководящие
работники в торжественных случаях надевали традиционные черкески и папахи. В
черкесках являлась молодежь и во время призыва в армию.
Во второй половине 1930-х годов в Нальчике, Орджоникидзе и других городах
открываются фабрики и мастерские по пошиву национальной одежды и обуви на
заказ и на продажу, здесь изготовляли также пояса, газыри, украшения, кавказские
седла и ногайки.
На этом фоне и надо рассматривать развитие и изменения
в одежде народов Северного Кавказа в 1930-х годах. В эту сферу материальной
культуры стало входить социалистическое плановое начало.
В мужской одежде к концу 1930-х
годов сложился своеобразный комплекс костюма, общий для всех народов Северного
Кавказа8. В отдельных
случаях он сохранился у старшего поколения и до сих пор, в особенности в горных
районах. Более подробно мы остановимся на его описании ниже.
В женской одежде этого времени при наличии многих
общих черт, в особенности в головных уборах и обуви, в большей степени
сохранилось этническое своеобразие.
Великая Отечественная война 1941—1945 гг. принесла
тяжелые испытания и лишения всем народам Советского Союза, в том числе и
жителям Северного Кавказа. В послевоенный период в процессе восстановления
народного хозяйства и осуществления первых послевоенных пятилеток усиливается
влияние городских форм жизни, возрастает связь между народами СССР и
взаимообогащение национальных культур. Все это нашло свое отражение и сыграло
большую роль в одежде народов Северного Кавказа 9.
Характерный для последнего времени рост общесоветских форм культуры, формирование новой советской
обрядности, в особенности свадебной сказался и на парадной женской одежде,
которую на свадьбу надевают часто по только невеста,
но и ее подруги.
В прошлом свадебная одежда горянок не имела каких-либо особых отличий
ни в цвете, ни в покрое по сравнению с праздничным традиционным костюмом. В
настоящее время праздничная одежда обычно имеет модный современный покрой, но
свадебная часто отличается традиционностью формы. Свадебное платье шьют на
заказ в специальных ателье из современных тканей, но в отделке используют
мотивы традиционного золотого шитья. Нагрудные застежки и пояса, надеваемые
при этом, традиционные, старой работы. Известным влиянием городской моды можно
считать преобладание в свадебной одежде белого или других светлых цветов. На
свадьбу часто берут напрокат костюмы в национальных ансамблях и театрах. Свадебные
платья надевают на торжество регистрации брака, а во время свадебного застолья
в доме чаще носят современное парадное платье.