Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Молдавский мужской костюм
Мужская одежда, в отличие от женской,
была менее красочной и разнообразной. Основу мужского костюма
составляла белая рубаха из домотканого полотна.
Ее носили навыпуск, поверх штанов, и повязывали одним или двумя
поясами - один поверх другого. По характеру покроя мужские рубахи
подразделялись на несколько типов: туникообразные; с плечевыми
вставками; на кокетке; с юбкой.
Туникообразный покрой - наиболее древний. Рубахи этого типа были широко распространены
в XIX веке, а к концу столетия их постепенно стали вытеснять рубахи на кокетке
и. частично, рубахи с плечевыми вставками. В настоящее время туникообразные рубахи
можно встретить только в некоторых селах севера Молдавии, где они носят характерное
название, указывающее на их древность,- кэмешэ бэтрыняскэ (старинная рубаха).
На всей территории Молдавии покрой туникообразной рубахи имел единый характер
- к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого
покроя обязательно сочетался с ромбовидной ластовицей (павэ). Большая часть рубах
имела вырезной ворот круглой формы. Это наиболее древняя форма ворота, характерная
в прошлом для всех видов молдавской национальной одежды как мужской, так и женской.
В XIX веке появились различные типы воротников, и прежде всего невысокий стоячий.
Длина рубахи и ширина рукавов варьировались в зависимости от местных традиций
- в некоторых селах бытовали длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для
одежды горных районов, в других - короткие рубахи с узкими рукавами, типичные
для жителей равнины.
Разновидностью туникообразной рубахи была косоворотка, получившая с конца XIX
века большое распространение под влиянием одежды русского и украинского населения.
В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого)
бытовала косоворотка русского типа с разрезом на груди с левой стороны. Такие
рубахи не носили навыпуск, а заправляли обычно в штаны. Распространение рубах-косовороток
совпало с появлением русских переселенцев в Молдавии. Другим типом рубах, также
заимствованным у русского населения, являлась рубаха с плечевыми вставками, пришитыми
по утку, распространенная в молдавских селах южного Припрутья, в некоторых центральных
и северных районах. Для обозначения вставок в Молдавии есть два термина - платкэ
(в Леовском и Резинском районах) и петик (в Рышканском, Вулканештском, Оргеевском
районах). Здесь произошло смешение терминологии, так как кокетка тоже называется
словом петик. Оба типа русских рубах (косоворотка и рубаха со вставками), попав
в молдавские села, приобрели черты, характерные для молдавской народной одежды,-
к ним можно отнести молдавскую орнаментику. Особенно богато украшали орнаментом
рубахи-косоворотки.
Со второй половины XIX века в селе появилась рубаха на кокетке. Этот распространенный
городской покрой, попав в село, прижился здесь и приобрел впоследствии характер
народного. В конце XIX - начале XX века это был самый распространенный покрой
мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища
и рукава. Рубахи на кокетке также украшали орнаментом.
В середине XIX века в Молдавии была распространена рубаха туникообразного покроя
с юбкой (кэмешэ ку фустэ), состоявшая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен,
которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки перехватывали двумя
поясами.
Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Особенно богато вышивали праздничные
и свадебные рубахи. Ткань для них изготовляли техникой саржевого мелкоузорного
переплетения. Манжеты украшали тканым орнаментом, а иногда мережкой, кружевами.
Рубахи туникообразного покроя и на кокетке в равной мере орнаментировали. Чаще
всего вышивали прямоугольный участок на груди, вдоль разреза. Во многих случаях
украшали вышивкой манжеты, ворот и полы рубахи, реже - участки на плечах.
В целом для мужских рубах наиболее типичным, являлся круглый вырезной ворот с
прямым разрезом. На протяжении XIX века появились различного рода воротники -
наиболее распространенным являлся невысокий стоячий воротник с прямым разрезом,
скреплявшийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника зачастую
украшали орнаментом. Наряду с прямым разрезом под влиянием русской и украинской
одежды появился косой разрез на правую или левую сторону. К концу XIX века начали
шить рубахи с отложным воротником.
Мужские штаны имели несколько вариантов покроя
в зависимости от местных традиций. По покрою и качеству материала
этот вид одежды можно разделить на следующие типы: холщевые
(измене), шерстяные (ицарь), зимние шерстяные штаны (берневичъ,
нэдражъ, чъоаречь) и зимние из овечьих шкур (мешинъ).
Наиболее распространенными были измене, изготовлявшиеся из льняной, конопляной
или хлопчатобумажной ткани. Измене служили повседневной рабочей одеждой, которую
носили в летнее время. Однако в некоторых селах измене носили и как праздничную
одежду. В селах Вулканештского района изготовляли свадебные измене из тонкого
хлопчатобумажного полотна, украшенного орнаментом. С проникновением в начале XX
века в село одежды фабричного производства назначение измене меняется - их стали
носить как нательное белье, поверх которого надевали покупные брюки.
Один из комплексов мужской одежды, распространенных в северных районах республики
и в молдавских селах Черновицкой области, включал в себя ицарь - узкие и длинные
белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью ицарь являлась
их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге ицаръ собирались
складками. Такая одежда характерна для горцев. На территорию между Днестром и
Прутом ицаръ были занесены из горных районов, где их носили пастухи-моканы, перегонявшие
стада овец и селившиеся там на протяжении нескольких веков. Как измене, так и
ицаръ имели крой с одной трапециевидной вставкой в шагу. Зона распространения
узких шерстяных ицаръ в основном ограничена севером Молдавии. В зимний период
крестьяне носили штаны из толстой шерстяной ткани. По качеству материала и покрою
различалось несколько типов. Один из них - штаны из толстой шерстяной ткани темного
цвета, сшитые на городской манер (без соединительной вставки) или с небольшой
ромбовидной вставкой (берневичь). Этот тип одежды - славянского происхождения
и по названию и по покрою - был распространен у всех славянских народов Балканского
полуострова. Другой тип - зимние шерстяные штаны из белой или серой плотной ткани
с двумя соединительными вставками - чъоаречъ, нэдражъ. Штаны этого покроя иногда
украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней пастушеской
одеждой служили мешинъ - штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.
Во второй половине XIX века в связи с возрастанием численности украинского населения
во многих молдавских селах получили распространение украинские шаровары синего
или коричневого цвета. Так, в начале XX века в селах на юге Бессарабии носили
широкие шаровары со множеством складок.
Как переходное явление в начале XX века бытовали брюки городского покроя, сшитые
в селе из домотканого сукна. Новый элемент - городской покрой - сочетался со старой
традицией изготовления ткани дома.
Мужскому костюму присущи различные виды наплечной распашной одежды, которую носили
поверх рубах.
В теплое время года надевали жилеты, зимой - овчинные безрукавки, пальто и тулупы.
Их покрой был аналогичен соответствующей женской одежде. Мужские овчинные безрукавки
украшали так же, как и женские, но орнамент был более скромным и создавался только
с помощью кожаных аппликаций.
В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна
- суман. Ткань, также называвшаяся суман, могла быть крашеной или некрашеной и,
в зависимости от этого,- белого, серого или коричневого цвета. Суман - однобортная
распашная одежда туникообразного покроя с клиновидными вставками в нижней части
полы. Такой суман не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили
с поясом.
В XIX веке начали шить суман со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками,
коротким или длинным, украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда
к воротнику пришивали капюшон (глугэ), которым покрывали голову в дождливую погоду,
в таком случае суман назывался манта ку глугэ.
Богатые крестьяне зимой носили шубы (контэш), покрытые тонким сукном. В документах
XV-XVI веков в числе ценных вещей, широко распространенных среди богатых горожан
и бояр, часто упоминается контэш.
Еще более богатой одеждой считался кожок - тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом
внутрь. Древние его варианты были с вырезным воротом, но к концу XIX - началу
XX века распространились покрои с отложным или высоким стоячим воротником. Молдавский
кожок в отличие от украинских кожухов шили не в талию, а свободным покроем. Хотя
этот тип одежды имеет древнее происхождение, термин кожок заимствован позднее
из украинского языка.
Зимним головным убором была островерхая барашковая
шапка (кушмэ). Летом носили войлочную или соломенную шляпу.
Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без
головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами,
цветами, павлиньим пером. В начале XX века в селах Приднестровья
получили распространение русские картузы фабричного изготовления.
Традиционной молдавской обувью были опинчь
- самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские
опанки и украинские постолы. Материалом для их изготовления
служила свиная или коровья кожа. Бедные крестьяне плели опинчь
из камыша, липовой коры. По форме опинчь можно разделить на
два типа. На севере бытовали опинчь с носком (опинчь ку гургуй),
которые относятся к древнему виду обуви, распространенному на
Балканском полуострове В остальных районах Молдавии носили опинчь
без носка, равномерно стянутые складками спереди. В начале XX
века с появлением в селе фабричной и кустарной обуви сапог,
ботинок - самодельные опинчь становятся обувью бедняков
Специфических украшений у мужчин не было. Распространенным украшением в прошлом
было кольцо на руке. Мужчины в XVIII - XIX веках нередко носили в одном ухе серьгу.
Существовал обычай, по которому, если в семье умирал ребенок, то следующему продевали
в ухо серьгу, чтобы ребенок "был живучим ". В конце XIX века среди сельской
молодежи распространилась мода носить шейные платки (тестемел), заимствованная
из города. С начала XX века на севере Молдавии молодые мужчины стали использовать
нагрудные украшения из связки разноцветного бисера (гердан), напоминающие женские.
Одежда пастухов отличалась от одежды земледельцев. Если земледельцы носили измене
или широкие штаны украинского типа, то пастухи, как правило, были одеты в узкие
ицаръ. Характерными деталями пастушеского костюма были широкий кожаный пояс, меховая
безрукавка и меховая накидка. Распространенной одеждой пастухов была короткая
шуба из овечьих шкур, которую носили мехом наружу (губэ, буркэ, сарикэ).
Праздничную и обрядовую одежду украшали более красочно и богато, чем повседневную.
Для свадьбы невесте, помимо праздничного костюма, готовили на голову фату, костюм
жениха украшали вышивкой, а шляпу - букетом из искусственных цветов или пером
птицы. Шаферам повязывали руку небольшим белым платком или прикрепляли на груди
бант из белой ткани, гостям повязывали через плечо одно полотенце, а посаженым
родителям - два. Имела свои особенности обрядовая одежда Рыбницкого района. Там
посаженые родители на свадьбе по обычаю надевали на грудь, плечи, спину цветные
вышитые салфетки (нэфрэмице).
Молдавский национальный костюм. В. С. Зеленчук,
"Тимпул", Кишинев. 1985г