Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы, и старалась
отодвинуть свой стул от Печорина, а рыжий господин с крестами значительно улыбнулся
и проглотил три трюфели разом.
М.Ю.Лермонтов. Княгиня Лиговская.
Глава VI. 1836.
Берет — мягкая шляпа круглой формы без полей.
Название от французского beret, восходящего через итальянскому
berette — плоская шапка — к латинскому birrus — красный. В западноевропейском
костюме берет известен с 16 в., но в России появился только
в начале 19 в. одновременно с другими западноевропейскими головными
уборами, плотно охватывающими голову: парики
и пудреные прически в 18 в. исключали их употребление. В 1-й
половине 19 в. берет был только женским головным убором, и притом
только замужних дам. Являвшийся частью парадного туалета, он
не снимался ни на балах, ни в театре, ни на званых вечерах.
Размер берета, его материал, отделка постоянно менялись. Берет
делали из шелка, бархата, кружев, отделывали перьями, цветами
и ювелирными украшениями. Разнообразны были фасоны беретов.
Арлезийский — «...у которых тулья весьма не высока и круглая;
ширина берета простирается до двенадцати вершков; верхняя часть
их одного, нижняя другого цвета... Материи, из коих делают такие
береты, также разные; атлас и бархат... Сии береты надевают
на голову так криво, что один край почти касается плеча» («Московский
телеграф», 1828, №2, с. 300). Египетский, или языческий, берет
«...делают из черного или зеленого шелку, который обвивает их
зигзагом или в виде зубца пилы. К этому присоединяют одно или
два эспри» («Московский телеграф», 1828, № 3, с. 457). На многих
портретах 1830-х гг. можно увидеть огромные рукава дамских платьев,
получивших название „беретные" (см. Рукав). Во 2-й
пол. 19 в. береты не носили, но он был принят в среде художников
как подражание костюму живописцев 16—17 вв. В 20 в. берет —
универсальный головной убор для людей любого пола и возраста.
Его принято снимать во всех тех случаях, когда снимают и шляпу.
Вошедший в моду в 1920-е гг., он уже не исчез из повседневного
обихода, как бы не настаивали журналы мод на шляпах с большими
полями или токами. Время от времени меняется манера носить берет.
«Теперь у нее были не только „крепкие башмаки" и „теплая
шуба", но и черная шелковая юбка в складку, и светлые чулки,
и лайковые перчатки, и белый пуховой берет, надевавшийся по
последней моде низко на лоб и на одно ухо, и белый к нему пуховой
шарф» (Берберова Н.Н., Железная женщина, М., 1991, с. 163).
Такой способ носить берет сохранялся в 1930-е гг. В 1940—50-е
гг. берет делали из плотного фетра или велюра, они были большого
размера, часто асимметричны. Популярность берета была так велика,
что в ноябре 1941 женщины-военнослужащие должны были носить
берет в качестве летнего головного убора (Приказ НКО СССР №
391). В 1963 черный берет был введен в советской морской пехоте
(Приказ МО СССР № 248), а в парашютно-десантных войсках — голубой
(Приказ МО СССР № 191 от 26 июля 1969).
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.