Из задних рядов долго пробирался к сцене невысокий, в сером зипуне, казак.
Выцветший шишак буденовки покачивался над папахами и треухами.
М.А.Шолохов. Поднятая целина.
Книга I, глава IX. 1932.
Будёновка (богатырка) — суконный шлем, закрывающий
уши и шею; стилизован под старинный русский шелом. Был принят
в Красной Армии в 1919—41 в качестве детали зимней формы одежды.
Первоначальное название «богатырка» родилось в среде художников,
работавших над проектом формы. Народное название «буденовка»
появилось в 1920 и связано с тем, что отдельные части Первой
конной армии под командованием С.М. Буденного получили этот
головной убор. В приказах, определяющих форменную
одежду бойцов Красной Армии, название «буденовка» никогда
не упоминалось. Буденовка стала своеобразным символом первых
военных формирований Советской России. Образное решение красноармейской
формы тех лет, ее несомненная связь с традициями русской культуры
настолько не соответствовали культурной политике нового государства,
что это породило множество мифов о том, что форма была заказана
еще царским правительством до 1-й мировой войны 1914—18, но
не была использована из-за начавшихся боев и последовавших политических
событий, а новое российское правительство приспособило ее для
своих нужд. Документы же свидетельствуют, что в апреле 1918
была создана комиссия по выработке покроя обмундирования, которая
и объявила конкурс на создание новой формы. В конкурсе приняли
участие профессиональные художники, что и объясняет высокие
декоративные качества новой формы и обращение к традициям русской
культуры. Первая премия была присуждена художнику С. Аркадьевскому,
которому была поручена реализация проекта (Стриженова Т.К.,
Из истории советского костюма, М., 1972, с. 24). Это не означает,
однако, что именно Аркадьевский — автор первоначального эскиза,
определившего направление работы художников над окончательным
вариантом формы. По косвенным источникам известно, что одним
из первых предложил форму шлема Б.М. Кустодиев: «Он сделал несколько
вариантов, выдвинув, в частности, идею шлема, подражающего старинному
русскому» (Кустодиев Б.М., Сборник писем и воспоминаний, М.,
1967, с. 319). В кино- и фотодокументах буденовка встречается
с 1919, но на картинах Кустодиева «Большевик» (1920, Третьяковская
галерея, Москва) и «Праздник II конгресса Коминтерна на
площади Урицкого» (1921, Русский музей, Санкт-Петербург) изображение
буденовки отсутствует, в то время как на плакатах того же времени
оно встречается довольно часто («Ты записался добровольцем?»,
1920, Д.С. Моор; «Красная Армия и флот защищают пределы России»,
1920, В.В.Лебедев). Документально не подтверждены и сообщения
об участии в создании красноармейской формы В.М. Васнецова и
Н.Д. Бартрама. В частности, Бартрамом, ранее руководившим столярной
мастерской в Абрамцеве, для парижской международной выставки
декоративных искусств и современной художественной промышленности
в 1925 были изготовлены и расписаны деревянные украшения и пуговицы.
Остальные же детали новой формы — шинель
и гимнастерка-рубаха с цветными
нашивками — первоначально могли переделываться из сохранившегося
обмундирования российской армии.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской
художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва,
Большая Российская энциклопедия, 1995.