Доломан - doloman (венгр.) - национальная
венгерская верхняя мужская одежда, известная с XV века и
носившаяся поверх рубашки. Она облегала фигуру, кроилась с баской
или без, подпоясывалась кушаком, металлическим или кожаным поясом
и имела длину от середины бедра до колен. Воротник-стойка прикрывал
шею; застежкой, как правило, был ряд металлических пуговиц на
воздушных (или прорезных) петлях.
Доломан - гусарский мундир, расшитый по груди,
рукавам и спине золотыми или серебряными шнурами у офицеров
и желтыми или белыми гарусными у рядовых.
Сердце его от прилива крови будто хотело разорвать грудь, но он гордо приподнял
голову, и, при блесках молний, открывающих небо и землю, изумленный взор его
встретился с насмешливым взором приятеля его, Ивана Хворостинина, который в
венгерском доломане стоял перед ним. Щеголи со времен самозванца еще носили
тогда польское и венгерское одеяние.
А. А. Бестужев-Марлинский. Изменник. Глава IV. 1825.
Доломан (долман) — гусарский мундир типа суконной куртки, отделанной
наплечными цветными шнурами (вместо эполет или погон). Название
от турецкого dolaman — суконная одежда янычар, заимствованное
через венгерское dolmany. Вновь появился в России в 1741 в качестве
военного мундира. Отделывался шнурами контрастного по отношению
к сукну цвета. Количество шнуров достигало 18, хотя довольно
часто в произведениях живописи можно увидеть изображение гусарских
мундиров с меньшим их числом, поскольку при подгонке доломана
по фигуре они не всегда размещались. У офицеров шнуры были золотыми
или серебряными, а у низших чинов — желтыми или белыми. Цвет
сукна доломана — желтый, синий или красный — зависел от чина
и полка. Именно с доломаном связано происхождение венгерки,
поэтому иногда можно встретить упоминание о венгерке-доломане:
«Она полюбовалась на ... завеянного снежной пылью статного черномазого
гусара, в алой фуражке, в венгерке-доломане, расписанном жгутами-кренделями,
с калмыжками на штанах,— подмятая шинель мела рукавом по снегу,—
невиданное праздничное пятно» (И.С. Шмелев, Пути небесные, 1936).
«Праздничное пятно» на белом снегу — образ, навеянный сочными
сочетаниями синего доломана и красного ментика, золотых шнуров,
описанных Шмелевым в других главах. Во 2-й пол. 19 в. доломан
вошел в моду как женская одежда, своего рода проявление патриотизма,
т. к. за основу была взята форма гусар 1812, однако модный доломан
отделывался шнурами в тон с сукном, а не по контрасту и часто
мехом, как ментик.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.