Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Венгерский национальный костюм
До конца XIX в. ткани и одежду для крестьян изготовляли сельские мастера, которые
руководствовались издревле установившимися традициями. В Венгрии имелись большие
различия между дворянской и крестьянской одеждой. Кроме того, существовали определенные
различия в платье бедных и зажиточных крестьян - главным образом в украшениях,
качестве ткани, а также в количестве костюмов. Имелись различия в одежде по профессиям.
Особенно оригинально было платье пастухов. Так, хортобадьские чикоши (табунщики)
носили широкополые шляпы, синие рубашки и широкие полотняные штаны гатьи (gatya);
у кандашей (свинопасов) гор Матра брюки были черного цвета; характерной частью
одежды землекопов, живущих вдоль Тисы, были бархатные брюки.
Существовали и возрастные различия в одежде, особенно в головных уборах. Возрастные
различия проявлялись и в прическах.
В праздники, на свадьбу, во время траура надевали особые костюмы. Праздничные
платья надевали и в ярмарочные дни.
Времена года не всегда влияли на перемену платья. Так, известно, что в прошлом
веке на Большом Алфельде иногда и зимой пастухи пасли скот в рубашке и гатьях.
С другой стороны, пастухи даже в самые жаркие дни приходили в город в нарядном
сюре - белой суконной накидке.
Венгерский национальный женский костюм
Женские рубахи обычно короткие, но прежде венгерские женщины носили и длинные
рубашки. У плечей они часто красиво вышиты или украшены сборками. Обильна вышивка
на рукавах у шаркезских, калотасегских и тороцкойских женских рубах.
Pendey - нижняя юбка, сшитая из полотна, - поясная одежда. В восточной Венгрии
носили пендей одинаковой ширины вверху и внизу, на западе и на севере пендей внизу
были более широкими. У молдавских венгров и на западе Венгрии женщины поверх пендей
обертывали кусок цветной шерстяной ткани и укрепляли его на талии шерстяным поясом
(katrinca). Один из нижних углов ткани закалывался так, чтобы из-под нее можно
было видеть белый пендей. Тип верхней юбки отчасти развился позднее из пендей,
отчасти же эта одежда попала в село из города.
Среди женщин было широко распространено ношение различных
безрукавок (pruszlik), чаще бархатных, напоминающих мужские
жилеты, плотно прилегающих в талии.
Пруслики украшали шнуровкой, металлическими петлями, вышивкой.
В Трансильвании пруслик часто выкраивался вместе с юбкой и напоминал
сарафан.
Непременной частью женской одежды был фартук. Особенно нарядны покрытые обильной
вышивкой фартуки у женщин калотасегов и матьо. У последних мужчины тоже носили
фартуки.
Женской зимней верхней одеждой был короткий, до талии, сшитый из овчины кедмен
(kodmon), который, в сущности, заменял зимнее пальто. Под него набрасывали на
плечи сложенный треугольником шелковый или шерстяной платок, перекрещивающийся
на груди. Как и мужчины, женщины носили меховую накидку - шубу (suba) короткую,
до талии, обычно коричневого цвета.
Женщины еще 30 лет тому назад носили преимущественно длинные волосы. Девушки ходили
с завитыми распущенными волосами, замужние же женщины волосы закручивали и по-разному
закалывали. В некоторых областях задунайской части страны и у палоцей женщины
завивали волосы во множество локонов.
И сейчас еще пожилые женщины стараются не ходить с непокрытой головой. Были распространены
разнообразные чепчики - от простых полотняных, часто вышитых золотыми и серебряными
нитями, до высоких, сложных. Особо следует отметить головной убор женщин Задунайского
края, так называемый пача (pacsa). Делают его из белого полотна. Старинный девичий
головной убор - parta. С него на спину свешиваются длинные шелковые ленты. В Шаркезе
нашивали на парту по пять, семь или девять рожков. В настоящее время парту носят
очень редко.
На юге страны характерной женской обувью были особые туфли - papucs. Их шили из
кожи и бархата и украшали яркой вышивкой. Один из центральных пунктов их изготовления
- город Сегед. Калотасегские, палоцкие и тороцкойские женщины носили красные или
желтые сапоги.
Венгерский национальный мужской костюм
Мужские рубашки на севере и западе шили короткими, часто с широкими рукавами.
Рубашки же венгров в южной и восточной части страны были очень длинными, доходящими
до колен. Позднее почти повсюду мужчины стали носить довольно длинные рубахи (ниже
поясницы), часто с очень широкими, развевающимися рукавами: в плече рукав собирался
в складки и поэтому покрывающая предплечье часть была очень широка. Такие рубахи
иногда носят еще и в наши дни пастухи Алфельда.
В западной части венгерской этнической территории мужчины носили узкие штаны,
в восточной - очень широкие, напоминающие юбку.
Верхнюю одежду большей частью шили из шерстяной ткани или из овчины. Из грубошерстного
сукна, длинный ворс которого на первый взгляд очень напоминал овчину, шили guba
- чрезвычайно простого покроя пальто. Рукава губы были очень длинными; обычно
ее носили наброшенной на плечи. В прошлом у бедняков на всю семью была одна общая
губа. Нередко новую губу носили женщины, а подержанную - мужчины.
В северной и северо-восточной части Венгрии был распространен сюр (szur) - исключительно
мужская верхняя одежда, похожая на плащ. Сюр шили из белого сукна. Его носили
как накидку, и поэтому часто рукава использовались вместо карманов. Сзади у сюра
большой воротник, который ранее был капюшоном. Этот воротник обильно украшен вышивкой
из стилизованных цветочных мотивов и аппликациями из сукна. Есть несколько местных
вариантов сюра. К востоку от Тисы местами его носят еще и сейчас.
Кроме губы и сюра, у венгров известны и более легкие длинные суконные пальто,
различные по покрою. Среди традиционной суконной одежды следует отметить разнообразные
по цвету и покрою жилеты. Калотасеги носили поверх жилета прилегающее в талии
синее суконное пальто.
У венгров было в обычае украшать суконную одежду шнурами. У секеев каждая социальная
группа общества имела особый цвет отделочного шнура.
Меховую одежду, за исключением дождливого времени, носили ворсом вниз. Зимой часто
одевали меховые жилеты, застегивающиеся спереди, и меховые пальто с рукавами (kodmon),
также застегивающиеся спереди. Мужчины также носили кедмен, доходящий до колен
или до лодыжек, надевая его прямо на рубашку.
Самой распространенной верхней одеждой населения Большого Алфельда была меховая
шуба типа плаща, без рукавов. Ее шили из нескольких овечьих шкур таким образом,
что в разостланном виде она имела форму почти полного круга.
Для венгерской мужской одежды характерны также широкие кожаные пояса, 20-25 см
шириной, которые называются "тюсе" (tusze). Такой пояс носили под одеждой
на голом теле. Он защищал от холода поясницу и живот, и, кроме того, имел несколько
карманов для мелких инструментов и других вещей.
Мужские головные уборы очень разнообразны. В форме шапок и шляп часто сказывались
профессиональные различия. Пастухи Большого Алфельда носили, например, широкополые
шляпы. Шляпы баконьских канасов (свинопасов) были цилиндрической формы, с закрученными
кверху полями. Народная мужская обувь называлась "bocskor". Раньше бочкоры
носили даже небогатые дворяне. Обычно их делали из кожи, но в венгерской народной
поэзии есть упоминание о лаптях, сплетенных из березовой коры. Прежде чем надеть
лапти, венгр обычно обматывал ногу тряпками или кусками кожи. В Алфельде вместо
этого надевали на ноги кожаные похожие на трубы футляры (тип мокасин). Мужские
венгерские сапоги старого покроя, чаще черного цвета, имели шов не сзади, а сбоку.
Следует упомянуть еще о дворянском платье, которое в XVIII-XIX вв. оказало большое
влияние на одежду всей Центральной Европы. Венгерская дворянская одежда была богато
отделана шнуровкой и мехом; покрой дворянских плащей переняли не только венгерские
крестьяне, но и крестьяне других народов Центральной Европы.
В Венгрии существует несколько характерных местных комплектов народного костюма.
Таков, например, секейский костюм в Трансилъвании, калотасегский и тороцкойский
костюмы. Много старых элементов одежды сохраняют еще молдавские венгры. Особенно
многокрасочными костюмами отличаются группы матьо, шаркезы, палоцы района Капувер
и венгры, живущие в Словакии (окрестность города Зобор).
С конца прошлого века в деревню стали проникать фабричные промышленные изделия,
и народный костюм сильно изменился. Эти изменения стали особенно заметны в последние
два десятилетия. Меняют одежду прежде всего те сельские жители, которые начинают
работать в городах. Венгерские трудящиеся стали носить рабочую одежду, изготовленную
фабричным способом. Ее охотно носят и женщины. Очень популярны резиновые сапоги
и боты. Конечно, традиционную одежду народ оставляет не сразу. В Мезекевешде,
у матьо, пожилые женщины еще и сейчас носят старое народное платье, тогда как
молодые после 1945 г. отказались от не приспособленной к работе народной одежды.
В последнее время среди пастухов, работающих в государственных хозяйствах и производственных
кооперативах, началось движение за возвращение к традиционным видам профессиональной
одежды (например, сюр, шуба).
В Шаркез и у палоцей женщины еще часто носят старого покроя юбки, кофты, но ботинки
и чулки у них уже покупные.
Во многих селах полный народный костюм жители надевают в дни больших праздников-
на первомайскую демонстрацию, на свадьбу и пр. Народную одежду в праздничные дни
можно увидеть, например, на женщинах деревни Эгер возле Будапешта, в деревне Буяне.
Городские и сельские коллективы художественной самодеятельности выступают в народных
костюмах.
Из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965