У южнорусских также широко распространена понева, но, в отличие
от описанной в § 91 (из трех
кусков материи, сшитых длинными сторонами в одно полотнище и
с просветом спереди), она состоит из четырех полос ткани, сшитых
друг с другом длинными сторонами так, что образуется замкнутый
круг. Последняя четвертая полоса обычно другого цвета и из другой
ткани и называется прошва, а вся понева такого покроя носит
название глухая.
Как правило, раньше прошву не делали из клетчатой шерстяной ткани, из которой
шили остальные части поневы. Однако постепенно стали шить всю поневу из одного
материала, увеличив при этом, отчасти для красоты, количество сшиваемых полотнищ
до восьми. В этих случаях понева ничем не отличается от обычной европейской юбки.
Но если такая юбка сшита из клетчатой шерстяной ткани, южнорусские называют ее
поневой; сшитая из другого материала, она называется иначе: юбка.
Таким образом, южнорусская юбка оказывается не чем иным, как дальнейшей эволюцией
поневы. Нечто подобное произошло в прошлом с украинской плахтой, хотя это и не
носило такого общего характера: украинцы вшивали в свои плахты на боках клинья
из камлота, кумача, нанки или лощеного холста, и плахты тогда становились похожи
на юбки, по по-прежнему подвязывались поясом (Багалей Д. И., Миллер Д. П. История
города Харькова за 250 лет его существования [с 1655 по 1905-й год]. Историческая
монография. Т. I Харьков, 1905, с. 507). Плахты, сшитые в виде юбки, носили и
позже (Иванов В. В. Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ., с. 891).
Наряду с таким местным развитием юбки из прежней поневы шло
проникновение юбки к восточным славянам с Запада. Среди множества
восточнославянских названий этой части одежды в большинстве
случаев преобладают именно западные. Исторические данные не
позволяют нам вывести вслед за Э. Бернекером восточнославянское
слово юбка, юбочка (с "б") из персидского jubba через
тюркское посредство. На русской почве форма с "п"
старше: юпа в значении мужской одежды засвидетельствована для
Москвы в XVI в. Это можно сравнить с современным украинским
юпка - мужской кафтан с рукавами. Форма с "б" - юбка
- появилась у восточных славян позднее, вероятно в XVII-XVIII
вв., и восходит к старопольскому juba (ср.: Соболевский А. И.
Несколько заметок по славянским вокализму и лексике. - РФВ.
1914, № 2, с. 445). Андарак (белорус. и укр.) можно возвести
к немецкому Unterrock; укр. фарбан (нем. Farben), кабат; белорус.
дрылих (нем. Drillich), саян. Последнее происходит от латинского
sagum, византийского ??????, но возможно также, что оно было
заимствовано как название особой ткани: восточные славяне так
называют самые различные виды одежды. В XVI в. sajonas был дорогим
модным костюмом литовской знати. Русские памятники XVII в. иногда
называют саян немецким. Славянское название юбки спаднiца распространено
только у белорусов и украинцев (спiдниця). Украинское лiтник
еще недавно употребляли как название юбки (см.
§ 89), возможно под польским влиянием.
Севернорусские женщины давно уже не носят понев. Юбка заимствована ими совсем
недавно. Национальным костюмом севернорусских женщин считается сарафан, который
до реформ Петра Великого, т. е. до начала XVIII в., носили в Москве также и в
высших классах общества.
118. Севернорусский сарафан. Костромская губ. (а - вид спереди, б - правая половина)
Восточные славяне называют сарафаном самые различные виды женской одежды, и, пожалуй,
было бы трудно дать ему общее определение. Основной признак сарафана - отсутствие
рукавов, однако старинные мужские сарафаны, которые носили в XVII в. московские
цари, были с рукавами, так же как и более поздние женские сарафаны.
119. Севернорусский "круглый" сарафан сзади. Костромская губ.
Все разнообразие современных русских сарафанов можно свести
к трем основным типам. Самый старый тип сарафана называется
косоклинный, так как для его покроя характерны вшитые в полы
юбки клиновидные треугольники. На рис. 118 6 изображен правый
бок такого сарафана в расправленном виде. Между передним полотнищем,
примыкающим к разрезу сарафана, и задним полотнищем, от которого
на рисунке видна лишь половина, вшиты два клина. Сарафан, узкий
в верхней части, книзу благодаря этим клиньям расширяется. Его
носят на лямках (лямки, проймы, мышки, помочи). Спереди у него
разрез до подола, иногда короче. У разреза обычно узорная оторочка.
Ткани, из которых шьют такой сарафан, так же разнообразны, как
и его названия. Длина лямок разная, и соответственно различна
и величина шейного выреза (так называемый щепет), но, как правило,
лямки поддерживают сарафан выше груди. Под грудью, а иногда
и на уровне груди его перепоясывают специальным поясом или тесемками
передника (ср. стихотворение Некрасова о русской женщине: "Перетянешь
уродливо грудь"). Бывают также закрытые (глухие) сарафаны,
у которых вырез очень небольшой, по самой шее; вместо лямок
в нем проймы.
Хотя все говорит за то, что в старой Москве преобладающим видом сарафана был вышеописанный
сарафан с клиньями, однако в наше время севернорусские называют московским сарафаном
женскую одежду без клиньев, которая носит также название круглый. Этот сарафан
отличается множеством сборок, которые придают ему пышность и делают очень красивым.
Разрез, ничем не украшенный, делают на груди, а иногда под мышками. По покрою
это длинная юбка с лямками. Южнорусские называют его саян. Его надевают выше груди,
а под грудью подвязывают тесемками передника или специальным поясом, и по виду
он отличается от первого типа сарафана главным образом отсутствием спереди разреза
и отделки.
Третий и последний тип сарафана характеризуется наличием пришитого нагрудника
(грудинка, нагрудник). Нагрудник пришивают к юбке, ничем не отличающейся от круглого
сарафана. Сарафан с нагрудником часто называют шубка.
Хотя сарафан считают русской национальной одеждой, появился
он сравнительно недавно. Временем его массового распространения
у севернорусских следует считать XV-XVI вв. и даже, возможно,
начало XVII в. Бесспорно, однако, что к концу XVIII в. все севернорусские
женщины уже носили сарафаны, и остатки их прежней одежды - летников
и понёв к этому времени уже
почти бесследно исчезли. Как можно заключить по описанию Георги
(1776 г.), сарафан был перенят у севернорусских целым рядом
небольших финноязычных народов. Центром, из которого распространялся
сарафан, была, несомненно, Москва. У южнорусских распространение
сарафана продолжалось еще в XIX в., а кое-где область его бытования
увеличивается еще и теперь, причем он вытесняет старую поневу.
Одновременно происходила смена разных типов сарафанов, из которых
самым поздним следует считать круглый сарафан. Например, в Курске
он появился впервые лишь около 1820 г., у севернорусских Нижегородской
и Пермской губ. вошел в моду только в середине XIX в., причем
у некоторых староверов носить его считалось грехом.
Хотя слово "сарафан" по происхождению персидское, все же не исключена
возможность проникновения его с Запада, по крайней мере некоторых его видов. Персидское
separa или sarpaj дословно значит "с головы до ног". Так персы называют
длинную скромную одежду. Некоторые другие названия сарафана - западного происхождения;
таковым является, например, шубка. Название ферези, хотя в нем и тюркский корень,
очевидно, проникло к восточным славянам через польское посредство. У поляков засвидетельствовано
распространение черного женского сарафана с разрезом спереди еще во времена Сигизмунда
III (1566-1632).
На крайнем западе и на востоке Украины шарахваном называют обычную юбку из любого
материала. У белорусов сарафаны очень редки и встречаются главным образом в областях,
граничащих с русскими.
Из главы VI "Одежда и обувь"
книги Д.К. Зеленин. "Восточнославянская
этнография", Москва, "Наука", 1991 г