Мы готовы сшить для вас
нужную национальную рубаху.
Наш адрес: г. Казань,
Женская рубаха русских, украинцев,
белорусов
Женская рубаха (рус. рубаха, сорочка, исподка, подноска; белорус, сарочка, кашула;
укр. кошуля, сорочка) длиннее мужской и, как правило, шьется из двух частей: нижнюю
часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делают из более грубой материи. Это
пришитая нижняя часть у русских называется становина, стан, стануха, подстава,
постань, а у украинцев пiдтичка.
Русское название нижней части (стан) может быть истолковано так, что именно она
и являлась той основой, из которой возникла русская рубаха, рукава же стали пришивать
позднее. Ср. женские рубахи украинских лемков и бойков Галиции, состоящие из двух
частей, каждая из которых надевается отдельно; нижняя часть здесь - своего рода
юбка и называется подолок, спiдник. Ср. также чешскую женскую рубаху без рукавов,
XIV в. Правда, украинцы иногда называют "стан" верхнюю часть рубашки
(кроме рукавов) от шеи до шва, которым прикреплена нижняя часть, но в этих случаях
выступает общее значение слова "стан" как части одежды, облегающей тело.
Для русских, однако, характерно известное противопоставление общего смысла слова
"стан" его частному значению применительно к рубахе. Устойчивость этого
терминологического противопоставления может служить доказательством того, что
в данном случае в терминологии сказывается старая традиция.
Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называют воротушка, вороток,
поворотье, рукава; белорусы говорят о ней чехлик. У русских распространены верхние
рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это так называемая пуповиха,
т. е. одежда, доходящая до пупка, воротушка, надевы, грудинка, вороток, рукава.
Всю рубаху русские часто называют по ее нижней части станушка.
Встречаются также не составные, а цельные рубахи, чаще всего у украинцев, у которых
называют такие рубахи додiльнi, в отличие от состоящих из двух частей (пiдточиця,
севрус. полустанок). Именно цельные, несоставные рубахи считаются у украинских
женщин нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц.
Следует еще заметить, что обе части рубахи везде сшивают особым способом: пришивают
друг к другу два подрубленных края. Это делают для того, чтобы легче было заменить
сношенную часть новой.
Бывают также женские рубахи без воротников и с воротниками,
очень похожие на мужские рубахи.
Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянской
женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки
и иногда обшит сверху. У русских такие рубахи известны под специальным
названием русская рубашка; рубаха же с воротником называется
польская.
Как у русских, так и у белорусов рубаха без воротника служит обычно будничной,
а с воротником - праздничной. На Украине можно провести между обоими типами рубахи
более или менее точную географическую границу: в восточной части Украины носят
рубахи без воротников, в западной - с воротниками, в большинстве случаев отложными.
Граница эта проходит вдоль Днепра и лишь в немногих местах отклоняется от реки
к западу. Разумеется, есть и исключения; даже на крайнем западе Украины встречаются
рубахи без воротников.
Часто воротник рубашки бывает стоячим, низким; у русских он носит название ожерёлок,
остёбка. У украинцев Подолии его не пришивают, а просто отгибают присборенный
ворот рубахи. Широкий отложной воротник распространен у белорусов и украинцев.
Обычай украшать подол рубахи вышивкой особенно распространен на Украине, где подол
рубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой
рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Обычай выпускать нижнюю одежду
из-под верхней, заимствованный украинцами с Востока, совершенно чужд русским и
белорусам, зато у них широко распространен обычай подтыкаться или подгибаться,
т. е. поднимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс.
При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубах встречаются
и у русских. У южнорусских узоры чаще всего тканые: в полотно, предназначенное
для подола, вотканы параллельные красные полосы и т. п.
112. Южнорусская женская рубаха донских казачек
Кроме вышитой каймы, так называемой поподольницы, чаще всего
с узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева:
ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет
собой горизонтальные ряды кружев, чередующихся с вшитыми между
ними лентами. Франтихи надевают по три и более таких нарядных
рубах сразу, чтобы показать, какие они искусницы. Как известно,
почти у всех народов девушка, выходя замуж, должна продемонстрировать
свое искусство и усердие в изготовлении нарядов. Для южнорусских
девушек таким пробным камнем обычно служила понёва,
для севернорусских и украинских - рубаха. По свидетельству А.
Свидницкого, украинская девушка в Подолии тратит иногда на шитье
своей рубахи целых шесть месяцев ("Основа". СПб.,
1861, ноябрь, с. 27).
С не меньшим искусством и усердием украшают рукава рубахи, особенно в местах соединения
рукава с плечом. Украшения эти очень разнообразны; их русское и украинское название
полик со старой формой двойственного числа полика (белорус, и укр. уставка). У
южнорусских полика часто тканые, у украинцев всегда вышиты, причем вышивка может
быть самой разной. Нередко на плече нашивают или вшивают кусок материи, у украинцев
обычно четырехугольной формы и вышитый, у русских иногда другого цвета или того
же, что и ластовицы, треугольный, вшивается между рукавом и плечом острым углом
вниз. Раньше у русских бывали полика, шитые золотом. У южнорусских Тамбова существует
различие между поликами у девушек и у замужних женщин: у незамужних полика идут
от ворота по плечам до рукавов, а иногда и по рукавам, почти до локтей; у замужних
полика начинаются от лопаток, идут наискось через плечи и заканчиваются на груди.
Рукава женской рубахи также весьма разнообразны; особенным многообразием отличаются
они у севернорусских, которые носят рубаху с сарафаном в качестве верхней одежды.
Рубаху с прямыми рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские
называют русская; рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью
вшитых в них острием к плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские
любят также широкие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно
подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча. Такая рубаха называется
засыкушка. У белорусской брындёхи ширина рукавов - до 80 см. У украинцев и белорусов
преобладают рукава с манжетами у запястья (укр. чохла, севрус. заперстъе, остёбка,
южрус. брызжи).
Можно предположить, что пышно украшенные рукава женских рубах заимствованы от
старинного летника, который, в сущности, и был женской верхней рубахой. Вошвы,
т.е. вшитые в летник детали, полностью соответствуют поликам и уставкам рубахи,
которые также вшиваются и покрыты узором. (Костомаров в 1860 г. не смог установить,
в какие именно места вшивались вошвы летника). Помимо этих украшений женские рубахи
взяли от старинного летника также необычную длину рукавов. В середине XIX в. встречались
русские женские рубахи с рукавами 150-250 см длины, например в Балахнинском уезде
Нижегородской губ. и в Рязанском уезде; в этих рукавах были под мышкой разрезы,
через которые просовывали руки, либо только во время работы, либо постоянно. В
Рязани эти длинные рукава вообще не натягивали на руки, а завязывали их узлом
и обматывали вокруг шеи.
Еще в 1871 г. старинный московский летник полностью сохранялся в Великолукском
уезде Псковской губ., недалеко от села Кулебаки. Наблюдатель не выяснил, каково
название этого костюма, который он описал как нечто редкое и необычное. Это одеяние
имело вид узкой блузы из белого холста и доходило примерно до колен; женщины носили
его поверх рубахи. Спереди у него был небольшой разрез, и оно плотно прилегало
к телу.
Рукава были недлинными и довольно узкими, и ими не пользовались: пришита была
в пройме лишь задняя часть рукавов (т. е. с прорехой спереди и на самом плече),
засунутых на спине за белый полотняный пояс (ср. статью Л. Маковского в "Псковском
статистическом сборнике", 1871, с. 30). Согласно устному сообщению В. Перетца,
в самом конце XIX в. летник носили в Тихвинском уезде Новгородской губ. У украинцев
сохранилось название лiтник, но в новом значении - "юбка", и только
в Галиции зафиксировано слово лiтник в значении легкой верхней одежды для девушки
(Головацкий).
Из главы VI "Одежда и обувь"
книги Д.К. Зеленин. "Восточнославянская
этнография", Москва, "Наука", 1991 г