Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Понёва, запаска и плахта русских, украинцев, белорусов
По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до
15-летнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную
рубашку. Об этом распространенном
среди южнорусских, украинцев и белорусов обычае сохранился ряд
сообщений, относящихся к середине XIX в. и к последующему времени.
По праздникам девушка надевала поверх рубахи передник с рукавами
- шушпан, а в холодное время шубу или какую-нибудь другую теплую
верхнюю одежду. Однако ей не разрешалось носить одежду, соответствующую
юбке, - поневу или плахту, которую и по сей день носят преимущественно
замужние женщины.
У южнорусских вплоть до последнего времени был широко распространен особый обряд,
связанный с первым надеванием на девушку поневы. Обряд совершался публично, в
присутствии всех родных и знакомых и, вероятно, когда-то принадлежал к циклу празднеств,
связанных у первобытных народов с совершеннолетием молодых людей, с переходом
их в категорию взрослых и с приобщением к коллективному труду. Обычно церемония
первого надевания на девушку поневы совпадает с началом свадебного ритуала. Девушка
идет в горнице по широкой лавке (скамейке, укрепленной вдоль стены), а мать или
кто-нибудь другой из родни идут следом за ней с поневой в руках и просят девушку
вскочить в поневу. Девушка, однако, должна продемонстрировать гордость и выразить
собственную непреклонную волю и поэтому несколько раз повторяет обрядовую формулу:
"Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу". Если она вскочит в поневу, ее
объявляют невестой. Если к ней уже кто-либо посватался, то она тем самым выражает
согласие выйти замуж именно за этого жениха.
Что же касается самой поневы, то она принадлежит к той старинной женской одежде,
которая соответствует позднейшей юбке и в своей наиболее примитивной форме совсем
не имеет швов: кусок ткани закрепляется с помощью пояса на талии, прикрывая тело
главным образом сзади. У украинцев мы встречаем уже три разновидности этого типа
одежды: различаются повседневная и рабочая одежда запаска и дерга, без рисунка
и праздничный наряд - плахта, в крупную клетку. У южнорусских, хотя они имеют
как простые поневы на каждый день и для работы, так и более нарядные, праздничные,
четкого разграничения еще нет: тип поневы один и рисунок ткани - крупная клетка
- всегда одинаков.
Отсутствие такого разграничения является верным признаком древности. Само название
понева, понява - общеславянское и свидетельствует о большей древности, нежели
все другие славянские наименования для одежды этого типа. Существующие и по сей
день варианты поневы характеризуют различные стадии развития этого вида одежды.
Это же следует сказать и о трех упомянутых украинских поневах и даже о сербской
сукне в ее наиболее простой форме. Одним словом, здесь перед нами общеславянская
одежда, которая в процессе своего развития дала целый ряд вариантов. Отражая различные
этапы эволюции, эти варианты дают нам возможность проследить постепенное развитие
такой одежды у разных славянских народностей.
Основные признаки всех перечисленных типов этой одежды идентичны. Все они прикрывают
нижнюю часть тела замужней женщины, главным образом сзади. Все закрепляется на
талии с помощью особого, специально для этого предназначенного пояса. Все они
сделаны из домотканой шерстяной материи. Преобладающий рисунок также один и тот
же - крупная квадратная клетка. При этом отсутствие рисунка можно отметить лишь
на запаске и дерге.
Однако все перечисленные разновидности этой одежды чем-то отличаются друг от друга.
Есть отличия в покрое, точнее сказать в том, как эту старинную одежду носят, и
именно благодаря таким различиям сохранились разные ступени эволюции этой общеславянской
одежды; вместе с тем различия эти вовсе не нарушают ее единообразия. Есть также
различия в цвете, но это, в сущности, нехарактерно: мы уже знаем, что та или иная
окраска тканей зависела от наличия в данный момент определенных красящих растений
и других красителей. Наконец, имеются различия в технике изготовления, которые,
однако, затрагивают лишь детали и, как правило, относятся к одному и тому же типу;
такие различия - преобладание тканого или вышитого узора, добавление шелковых
или льняных нитей к шерстяной ткани и т. п. В последнее время этим особенностям
в технике изготовления поневы придает особое значение Б. Куфтин, но в этом мы
не можем с ним согласиться. Единый характер основного процесса неоспорим: это
тканье клетчатой материи из шерстяной пряжи. Наличие или отсутствие вышитого узора,
точно так же как разные способы выполнения этого узора, единства не нарушают.
Наиболее древней разновидностью восточнославянской одежды, которую мы рассматриваем,
является белорусская понева. Берутся 4-6 прямоугольных кусков шерстяной материи,
90 см длины и 50-55 см ширины каждый; не сшивая, их закрепляют на талии поверх
рубахи с помощью пояса. В середине XIX в. женщины Могилевской, Смоленской и Минской
губ. носили поневу именно такого типа; в настоящее время ее сменили самые разнообразные
юбки.
Если взять три таких же четырехугольных клетчатых куска шерстяной ткани и сшить
их длинными сторонами в одно полотнище, получится обычная южнорусская понева,
т. е. кусок материи в 160 см ширины и 90 см длины. Подвязанный на талии поясом,
он закрывает нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который
обычно прикрывают передником. Это обычная разновидность южнорусской поневы отличается
от украинской дерги только материалом. Дерга также сделана из трех сшитых длинными
сторонами полотнищ и в целом представляет собой полосу ткани в 3 м ширины и 60-70
см длины, которая охватывает корпус женщины сзади и подвязана поясом, точно так
же как понева. Однако дерга - это повседневная и рабочая одежда, на ней нет никакого
рисунка и она сплошь черная. Дерга распространена на востоке Украины, в Полтавской
и Харьковской губ. Ее название (дерга, джерга, жерга), очевидно, восходит к вульг.
латинск. serika. Местное ее название попоня. Бывают дерги, сделанные из неокрашенной
ткани и имеющие цвет натуральной шерсти.
117. Образованная украинка в украинском национальном костюме. Харьков (прорисовка Т. В. Косьминой)
Украинская запаска отличается от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришиты
тесемки, которые завязываются на талии. Обычно носят две запаски, часто разного
цвета: одна из них, собственно запаска, или позадниця, задниця, прикрывает туловище
сзади, другая же надевается спереди и имеет название попередниця. Она, как правило,
уже первой, и ее нередко заменяют простым передником. На боках образуются просветы,
сквозь которые видна рубаха, особенно когда женщина ходит или сидит. Просвет на
правом боку обычно прикрывают четырехугольной сумкой, имеющей форму мешка и висящей
на поясе. Однако основное отличие запаски от дерги в том, что запаску делают из
более качественной и тонкой, хотя также шерстяной и однотонной ткани и она может
быть разных цветов - синего, зеленого, красного. Бывают запаски с рудиментарным
орнаментом: иногда их ткут так, что нити утка ложатся не ровными рядами (рядова
запаска), как в обычном холсте, а под углом 45° друг к другу или подобно иголкам
на сосне (соснова запаска). У галицийских украинцев часто ткут полосатые запаски,
которые кое-где имеют особые названия: опинка, фота, обгортка. К запаске иногда
пришивается шерстяной пояс с кисточками на концах, так называемая пiдтичка.
Третий и последний тип рассматриваемой нами народной одежды - украинская плахта.
Ее покрой несколько отличается от уже описанных: два длинных куска шерстяной материи,
каждый 150-180 см длины и 40-80 см ширины, сшивают длинными сторонами до середины
или немного больше; этот шов обычно делают в виде кружков (копiйками).
Скрепленные таким образом куски складывают посредине, и сшитый конец (так называемый
стан) прикрывает заднюю часть туловища, а две нескрепленные полосы (так называемые
крили, т. е. крылья, криси, колишки) свисают сзади поверх сшитой части. Внизу
они немного расходятся, и в образующуюся при этом прорезь видна нижняя сшитая
часть. Белорусы Черниговской губ. и южнорусские Севского уезда Орловской губ.
называют такую плахту поневой.
Так как ткань плахты узорная, трудно добиться того, чтобы как сшитая, так и несшитые
части ее были одинаково обращены наружу правой стороной, а не изнанкой. Южнорусские
Орловской губ. устраняют это затруднение, подгибая свободные концы поневы-плахты
не назад, а наперед. Украинцы же обычно обрезают эти концы и затем пришивают их
там, чтобы, загнутые назад, они были обращены наружу правой стороной. Иногда,
если ткань достаточно широка, нижнюю часть плахты делают из цельного куска, и
тогда крылья плахты подгибают вниз, так что общее число полос (гривка) уже не
четыре, а только три. Носят плахту и без крыльев, т. е. только станок из двух
сшитых полос, которые не загибают.
Во всех случаях спереди остается открытое место, которое прикрывают передником
или запаской.
Тканые клетки плахты часто вышивают затем вручную шерстяными нитками; в старину
это делали также шелком. Раньше иногда всю плахту делали из шелковой материи или
из золотой и серебряной парчи.
Из главы VI "Одежда и обувь"
книги Д.К. Зеленин. "Восточнославянская
этнография", Москва, "Наука", 1991 г