Посреди декораций и разных коробов, заключавших достояние и гардероб театрального
общества, ежились кое-как еще три женщины: одна удивительно толстая и старая,
в душегрейке, с повязанном на голове платком, исполнявшая преимущественно роли
испанских королев; другие обе, также одетые по русскому мещанскому обычаю, были
не что иное, как первая певица, выключенная из московского хора за негодность,
и первая танцовщица, во время оно танцевавшая изрядно до тех пор, пока не вывихнула
ноги.
Душегрея (душегрейка, душегрей) — верхняя, различного кроя,
обычно утепленная, короткая женская
одежда. Название собственно русское и связано с функцией
одежды. У других народов имеются близкие по значению названия,
например, французское дульетка, которое в первоначальном
значении может быть переведено как «душегрея». На Руси наибольшее
распространение имели душегреи без рукавов и воротника, часто
на бретельках; в музейных собраниях встречаются образцы короткой
утепленной одежды с рукавами и сквозной застежкой на пуговицах,
также называемые «душегреями», поскольку это зафиксировано в
районах их бытования. Душегреи русского Севера выделяются как
подлинные произведения народного творчества; они сшиты из прямоугольного куска ткани
(парчи или бархата) т.о., что кажутся сильно расклешенными:
в верхней части ткань собиралась в густые мелкие складки, в
нижней — оставалась свободной и очень пышной. Душегрея входила
в состав праздничной одежды и в таких случаях была особо нарядной,
отделывалась позументом, жемчугом, вышивкой и шилась из самых
ярких, нарядных, часто золотных тканей. «Невеста, молодая
и высокая, была одета в голубой сарафан,
шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей»
(М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина, 1910— 11). Душегреи могли
быть на дорогой шелковой подкладке, но чаще на меху, особенно
в городском быту, как теплая домашняя одежда. Душегрея в городах
служила признаком сохраняемых связей с деревней, с традиционным
костюмом. Люди, претендующие на причастность к городской бытовой
культуре, предпочитали иные названия сходного типа одежды —
епанечка, кацавейка.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской
художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва,
Большая Российская энциклопедия, 1995.