Френч (англ. french) - английское слово,
обозначающее куртку военного образца в талию с четырьмя наружными
накладными карманами и хлястиком сзади.
Френч - тип офицерского кителя,
получивший название по имени главнокомандующего английскими
войсками в 1914-1915 г. генерала Джона Френча. Офицерство русский
армии, наминая с 1915 г. без официальных распоряжений стало
носить вместо кителя или походной рубахи разновидность английского
офицерского кителя-куртки, отличавшегося накладными четырьмя
крупными карманами с плоскими складками. Эта новая одежда на
бытовом языке стала называться френчем. Цвет русского френча,
варьировавшийся от темно-коричневого до светло-зеленого, а также
его покрой, тип воротника и пуговиц были самыми разнообразными.
Турбин-старший расстегнул френч, прошелся по шву, вытягивая грязную рубашку.
М.А.Булгаков. Белая гвардия.
Часть первая, 2. 1925—27.
Френч — куртка военного образца. Название по имени английского фельдмаршала
Дж. Френча, командовавшего английской армией в начале 1-й мировой войны 1914—18.
Слово french в английском языке значит «французский», и это приводило иногда
к недоразумениям при выяснении происхождения названия. Во французском языке
такой тип военного обмундирования называется tunique. Френч начали носить в
России в 1916. За образец был взят солдатский покрой френча, который застегивался
сверху донизу (в отличие от принятого в западноевропейских армиях офицерского,
который носили с галстуком и рубашкой). Военная форма русской армии в предшествующий
период галстука современного типа не включала, и офицерство не привыкло им пользоваться,
особенно в полевых условиях. Френч, в отличие от кителя,
по образцу должен был иметь отложной воротничок, но в условиях военного
времени, когда поставки в русскую армию все время откладывались и отменялись,
у френча появились некоторые варианты в крое воротников, карманов, хлястика
на спине; иногда френч имел не гладкую спинку, а глубокую складку. Не были также
определены точно качество ткани и ее цвет, несмотря на то, что это считалось
обязательным при введении нового обмундирования. Как иногда полагают, френч
с отворотами, требующими галстука и белой рубашки, вошел в обиход после Февральской
революции 1917, когда в белую армию вошли гражданские лица, не знакомые с традициями
кадрового офицерства (Ривош Я.Н., Время и вещи, М., 1990, с. 275). Так как френч
официально не был введен в царской армии и во время 1-й мировой войны не был
виден на улицах российских городов, то после 1917 его охотно носили гражданские
лица, не связывая френч с форменной одеждой. Появилась даже мода на френч, до
такой степени распространившаяся, что М.А.Булгаков зимой 1923 записал: «партер,
засоренный френчами» (Похождения Чичикова, М., 1990, с. 177). Причем носили
френчи, не только доставшиеся по случаю из армейского снаряжения, но и шили
из старых драпировок и покрывал. Особую известность получил фиолетовый френч
художника Г.Б. Якулова, сшитый из бархатной занавески (Мариенгоф А., Роман без
вранья, цит. по кн.: Мой век, мои друзья и подруги, М., 1990, с. 287). К началу
1930-х гг. явился вдруг странный союз холщовой или сатиновой толстовкис френчем, зафиксированный художником К. П. Ротовым — иллюстратором первого
издания романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» (опубликован в журнале
«30 дней», 1931, № 1—7, 9—12). В дальнейшем эта форма развития не получила.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.