Зиму и лето барон ходит в больших калошах, чтобы сапоги
были целее и чтобы не простудить своих ревматических ног на
сквозном ветру, гуляющем по полу его суфлерской будки.
А. П. Чехов. Барон.
1882.
Галоши (калоши) — разновидность обуви, предназначенной
для защиты туфель, ботинок, сапог от сырости. Название от французского
galoche, восходящего к греческому kalopous — деревянный башмак,
нога, или латинскому calopodes soleae — деревянная подошва (Dauzat
A., Dictionnaire etymologique de la langue francaise, P., 1964,
p. 352). Варианты произношения «галоши» и «калоши» объясняют
наличием древнерусского слова «колоча», позже «колоша», восходящего
к латинскому calcea в значении «штанина» (Колесов В.В., Язык
города, М., 1991, с. 60). Потребность защитить ноги от сырости
заставляла людей уже в древности носить поверх обычной обуви
что-то еще — например, деревянные скамеечки-котурны, которые
можно обнаружить в быту народов самых различных регионов (в
Западной Европе, на Кавказе, Дальнем Востоке). Применяемая для этих
же целей обувь из кожи, пропитанной жиром, не давала желаемого
результата, т. к. постепенно начинала пропускать воду. История
галош для европейцев связана с открытием Америки, когда испанские
колонизаторы увидели, как местные индейцы опускают в сок каучуконосного
дерева гевеи ноги и ждут, когда на них образуется непромокаемая
пленка. Однако промышленное производство резины, пригодной для
изготовления непромокаемых галош в их современном виде, началось
только в первые десятилетия 19 в., когда галоши стали чрезвычайно
популярными. Такой жизненно важный, но совершенно непритязательный
предмет, как галоши, неоднократно обыгрывался в художественной
литературе 19 — начала 20 вв. (начиная от общеизвестной сказки
Г.Х. Андерсена «Калоши счастья», где сюжет строится именно на
общеупотребимости галош, и кончая «Собачьим сердцем» М.А.Булгакова,
где факт кражи галош на парадной лестнице в интерпретации профессора
Преображенского выглядит важным симптомом происходящих в российском
обществе после 1917 изменений). Особое «жизненное предназначение»
галош в своеобразной форме сформулировано В.А.Соллогубом: «Бедные
калоши! Люди, которые им исключительно обязаны тем, что они
находятся на приличной ноге в большом свете, прячут их со стыдом
и неблагодарностью в уголках передней; а там они, бедные, лежат
забрызганные, затоптанные, в обществе лакеев, без всякого уважения»
(«История двух калош», Предисловие, 1839). Галоши стали в основном
мужской и детской обувью; они изготовлялись различной высоты
— низкие и высокие; разного цвета — чаще черные и коричневые.
Женщины носили резиновые боты, ботики. Уже в 19 в. начали искать
способ соединить галоши с обувью воедино — так появились разнообразные
войлочные ботинки, низ которых был
сделан из галошной резины (как подошва, так и часть, закрывавшая
стопу сверху). В начале 20 в. их носили очень многие, при этом
модели для женщин делались на довольно высоких каблуках. В середине
20 в. они получили название «прощай, молодость». Несмотря на
несомненную практичность, отсутствовали в гардеробе следящих
за модой людей. Галоши в это время — своеобразный символ детства
и старости, их основное назначение — защищать от влаги валенки,
которые в городе и деревне носят в основном старики и дети.
Об эстетических достоинствах галош говорить не приходится —
резина обладает специфическим, довольно неприятным запахом,
а яркая, чаще пунцовая подкладка из хлопчатобумажной байки быстро
теряет свою свежесть. Успехи химии способствовали появлению
самых различных видов обуви из искусственных материалов, сочетающих
внешний вид кожи самых разнообразных цветов с влагонепроницаемостью
галош.
Название «галоши» занимало русскую литературную критику
довольно долго. В. Г. Белинский, обратившись к критическому обзору 2-го тома «Сто
русских литераторов», включавшего статью А.С.Шишкова, известного ревнителя чистоты
русского языка, не мог не упомянуть о «мокроступах»: «Слово
мокроступы очень хорошо могло бы выразить
понятие, выражаемое совершенно бессмысленным для нас словом галоши; но ведь не насильно
же заставить целый народ вместо галоши говорить мокроступы,
если он этого не хочет» (Белинский В. Г., Собр. соч., в 9 т., т. 4, с. 70).
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.