В деревне их народ одевался как-то особенно щеголевато: кички у женщин все
были в золоте, а рукава на рубахах—точные коймы турецкой шали.
Н. В. Гоголь. Мертвые души.
Том второй,
глава четвертая.
1842.
Кичка (кика) — элемент, налобная часть сложного
головного убора замужней женщины южных губерний России; часто
общее название этого убора, включающего собственно кичку. Название
старославянского происхождения, восходит к «кыка»
— волосы. Кичкой называли также налобную часть головного убора,
которую дублировали для жесткости пенькой или берестой, а сверху
обтягивали самой дорогой и нарядной тканью. Вместе с «сорокой»
и «позытыльнем» (закрывающими теменную и затылочную части головы)
такая кичка — составная часть сложного головного убора.
Именно кичка — налобная часть — определяла его основные
черты, например, рогатые кички и др. Головной убор замужней
женщины мог включать в себя до двадцати различных элементов
и весил до 5 кг. Орнаментация кички, ее цветовая гамма давали
представление о возрасте женщины и месте ее рождения. До появления
первого ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости
— с простейшими и более сдержанными по цвету орнаментами. Жительницы
Рязанской и Тамбовской губерний предпочитали темно-красный и
черный цвета, Орловской и Курской — ярко-красный, зеленый и
желтый. Обычно кичку отделывали вышивкой из шерсти, хлопка или
шелка с добавлением бисера, жемчуга или блесток. Особенно нарядно
украшались головные уборы жительниц северных районов России.
Для этой цели использовался рубленый перламутр, речной жемчуг,
драгоценные камни и стеклянные имитации. Однако такие кички
стоили необычайно дорого. «В XIX в. цена отдельных экземпляров
достигала трехсот рублей ассигнациями» (Русский народный костюм
из собрания Государственного музея этнографии народов
СССР, сост. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н., Л., 1984, с. 29). Обычай
закрывать полностью волосы при вступлении в брак оказался в
России очень устойчивым. Так, даже дворянки после того, как
закончился век париков, вновь стали носить в замужестве чепцы
и наколки. Праздничные и обрядовые головные уборы тщательно
сохранялись и передавались по наследству. В петровское время
добыча речного жемчуга была запрещена, поэтому наиболее употребимыми
украшениями стали цветные перышки селезней, «пушки» из гусиного
пуха, подвески из шерстяных ниток, ярко окрашенные перья диких
и домашних птиц. Золотые кички, о которых пишет Н.В. Гоголь
во втором томе «Мертвых душ»,— форма авторской иронии, и вместе
с «красивой рубашкой из розовой ксандрейки», «коймами турецкой
шали» на рукавах кички служат способом показать нищету жителей
платоновской деревеньки, т. к. истинные реалии тогдашней жизни
были прекрасно известны первым читателям гоголевской поэмы.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.