Из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо
чепца носить на голове платок.
И.С.Тургенев. Дворянское
гнездо. XXXV. 1859.
Чепец — женский или детский головной убор из ткани. Название от слова
общеславянского происхождения. Замужние женщины на Руси издревле
должны были полностью закрывать волосы головным убором. Нарушившие
добрачные нормы поведения девушки лишались права на девичий
убор, но не могли носить и убор, полагавшийся замужним женщинам.
Появиться же без головного убора, с непокрытыми волосами, для
женщины считалось предосудительным (отсюда выражение «опростоволоситься»
— т. е. совершить промах или неприличный поступок). В 18 в.,.
когда прическа воспринималась как головной убор, чепцы были,
скорее, украшением сложных причесок либо защитой их замысловатых
сооружений от повреждений во время путешествий или во время
сна (красавицы того времени причесывались не каждый день; см.
Парик). Из наиболее известных
чепцов 18 в. были фасоны: «Мария Стюарт» — с мыском, спускающимся
на лоб, как в средневековых головных уборах (в траурном чепце
такого покроя изображена Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы
Петровны на картине Н. Н. Ге, 1874, Третьяковская галерея, Москва);
дормез, открывавший волосы надо лбом, но закрывавший уши. В
19 в. чепец заменил собой средневековые знаки семейного положения
женщины, о чем свидетельствует художественная и мемуарная литература.
М.Ф.Каменская, дочь известного скульптора и художника Ф. П.Толстого,
пишет о том, как завершился ее свадебный бал: «Меня в это время
дамы увели из залы и переодели в кружевной чепец и капот» (Воспоминания,
М., 1991, с. 267). В романе писателя В. А. Вонлярлярского читаем:
«Все мужчины казались ей одинаковы; но, не желая выезжать долее
восемнадцатилетнего возраста без головного дамского убора, Наталья
Александровна пристально взглянула в толпу, и тот, кто стоял
выше прочих, сделался мужем ее» («Большая барыня», 1852). Эта
особенность русского быта хорошо прослеживается в портретной
живописи. В 1-й половине — середине 19 в. чепец показывает не
только семейное положение женщины, но и время дня, в которое
она позировала. Обычно молодые женщины (или считающие себя таковыми)
носили чепец с утра до вечернего выезда в театр, на бал или
прием. Для «выходов» существовали иные головные уборы, приличествующие
замужней даме (см. Берет, Тюрбан).
Лишь очень пожилые женщины появлялись на балах в чепцах,
но более нарядных и дорогих, нежели в домашней обстановке. Чепцы
отделывались лентами, кружевами, цветами. Обычно ткань чепца
была белого цвета (черный чепец — траурный), а отделка — любых модных
оттенков, как правило, в тон платья или капота. Для простолюдинок
чепец, как и шляпа, означал более
высокое социальное положение, свидетельствовал о материальном
достатке.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.