Кругом всего тарантаса нанизаны кульки и картоны. В одном из них чепчик
и пунцовый тюрбан с Кузнецкого моста от мадам Лебур для супруги Василия Ивановича.
В. А. Соллогуб. Тарантас.
II. 1840.
Тюрбан — головной убор из большого куска замысловато задрапированной
ткани. Пришел в Европу с мусульманского Востока, где цвет ткани, характер драпировок,
количество складок имели свои региональные и религиозные особенности. Сначала
тюрбан стал элементом театрального костюма, когда герою, одетому в европейское
платье, с его помощью придавали восточный облик. Тюрбан стал модной деталью
западноевропейского костюма после Египетских походов Наполеона I 1798—1801.
Русское название от французского turban, восходящего к турецкому tulbend от
персидского dulbend — ткань из крапивы. Заимствование слова «тюрбан» из французского
языка легко объяснимо — распространению моды на этот головной убор, ставший
в Европе исключительно женским, способствовала французская писательница Жермена
де Сталь, побывавшая в России (что отражено в повести А.С.Пушкина «Рославлев»).
Тюрбан де Сталь повсюду в Европе нашел своих подражательниц, а в России особенно,
так как писательница бежала из Франции из-за преследований наполеоновского правительства,
что воспринималось с большим сочувствием, особенно накануне войны 1812. А. О.
Смирнова-Россет отмечала в своих мемуарах, что Ж. де Сталь «всегда носила красный
тюрбан» (Дневник. Воспоминания, М., 1989, с. 149). Известен портрет работы В.Л.Боровиковского,
условно называемый портретом де Сталь (Третьяковская галерея, Москва), хотя
тюрбан и платье изображенной на нем дамы голубого цвета, что противоречит воспоминаниям
очевидцев, видевших писательницу в ее костюме с тюрбаном в России. Тюрбан вообще
столь часто встречается на портретах 1-й половины 19 в., что может сложиться
не совсем правильное впечатление, будто он являлся главным повседневным головным
убором замужней дамы. В действительности, дамы в первой половине дня носили
только чепцы, иногда очень нарядные, а тюрбан, берет
или ток использовали только для выездов. Существовали особые правила:
«Тюрбаны и токи, приготовляемые в модных лавках, надевают только в театр и в
обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.), когда
едут на бал или в концерт, должны быть расположены артистом, убирателем головы
при самом туалете» («Московский телеграф», 1825, № 3, с. 57). Форма тюрбана
подчинялась диктату моды, и это позволяет ориентироваться в датировках живописных
портретов. В 1832 в «Северной пчеле» (№ 70) о тюрбане писали: «Носят также береты
и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была
по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки
в передней и задней частях». Возраст женщин тоже имел значение, хотя до появления
бальзаковских романов женщина в возрасте свыше 30 лет уже считалась старой:
«Тюрбаны a la Moabite более приличны для молодых дам, коих лета позволяют носить
волосы приглаженными на лбу: оригинальность сей уборки необходимо предполагает
сии условия. Тюрбаны сии почти всегда белые, с золотом и серебром» («Молва»,
1832, № 17, с. 67). В начале 20 в. тюрбан возвращается в модную европейскую
одежду благодаря театральной деятельности русских художников. Успех русского
балета в Париже породил моду на ткани с восточным рисунком, темный цвет пудры,
бытовой грим «под Восток» и др. Восхищение парижских модниц костюмами по эскизам
Л. С. Бакста было так велико, что фирма Пакен заказала ему разработку вечерних
туалетов. Современный тюрбан, чаще под названием «чалма», — головной убор женщины,
осознающей себя дамой.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.