На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные
рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями,
или зарукавниками.
А.К.Толстой. Князь
Серебряный. Глава 5. 1862.
Летник — длинная женская верхняя одежда с очень широкими рукавами —
накапками, украшенными декоративными нашивками с вышивкой шелком, канителью,
отделкой драгоценными камнями или жемчугом. «Летник» — старинное русское название,
встречающееся в духовных грамотах, описаниях приданого и т. д. Из завещания
1503 волоцкой княгини Юлиании узнаем, что вышитых отделок летника— вошв — могло
быть больше, чем самих летников, и они представляли собой уникальные образцы
шитья (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв.,
М.— Л., 1950, № 87, с. 349—50). И. Е. Забелин, а вслед за ним и П. Савваитов
выделяли летники накладные (без застежек, надевавшиеся через голову) и распашные,
имевшие застежку или надеваемые нараспашку; летники, при сохранении формы рукава,
могли иметь и другие наименования. Забелин приводит название опашница (Домашний
быт русских цариц, М., 1869, с. 634), а Савваитов подбитые мехом летники называет
кортель или кортли (Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных
доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное, СПб., 1898, с.
63). Автор «Князя Серебряного» при работе над историческими произведениями пользовался
не только книгами Н. М. Карамзина, но и публикациями с подробным описанием русского
быта, такими, напр., как труд А.В.Терещенко «Быт русского народа» (СПб., 1848).
А.К.Толстой снабжал свои драматические произведения на темы русской истории
(«Иван Грозный», «Борис Годунов») рекомендациями для сценической постановки,
относящимися не только к раскрытию замысла и трактовке характеров, но и к описанию
костюма исторических персонажей в различных эпизодах своих пьес; в них он, в
частности, замечает, что крой крестьянского костюма может дать представление
о формах старинных русских одежд (Толстой А. К., Собр. соч. в 4 т., т. 2, М.,
1969, с. 488). Однако среди описаний женских нарядов отсутствует летник, упоминаемый
в его исторической прозе, и это не случайно, так как летник относился к тому
разряду сословной (боярской, дворянской) одежды, которая, согласно петровским
реформам начала 18 в., заменялась европейским платьем и оказалась полностью
забытой к середине 19 в. Поэтому при описании кисейных рукавов с зарукавьями
выше локтя у А. К.Толстого в его исторической прозе допущены некоторые неточности.
Широкий рукав летника достигал запястья и позволял видеть край рукава нижней
одежды, но лишь до локтя. В картине А. П. Рябушкина «Русские женщины XVII столетия
в церкви» (1899, Третьяковская галерея, Москва) достоверно переданы формы летника,
в который одета одна из женщин, причем художник передал не только особенности
кроя летника и опашняповерх него, но также
целостность декоративного решения всего костюма, органически включенного в предметный
мир той эпохи, отличающийся редким эстетическим единством.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.