Ветер развевал кудри Романа; широкие полы опашня трепетали на седле татарском,
и кривая сабля гремела, ударяясь о стремена.
А. А.
Бестужев-Марлинский. Роман и Ольга. Глава V. 1823.
Опашень — легкая, обычно шелковая мужская или женская
одежда на подкладке свободного покроя с длинными, сужающимися
к запястью рукавами. Название связано с манерой носить опашень
внакидку — «на опашь». Опашень никогда не подпоясывали, так
что его передние полы были значительно короче заднего полотнища.
В письменных источниках упоминаются только шелковые опашни,
следовательно, опашень носили только богатые люди. В этом кроется
причина того, что опашень был быстро забыт (подобно терлику,
охабню, летнику)
после петровской реформы костюма дворянского сословия, предписывавшей
ношение европейского платья. Наиболее частым украшением опашня
служили пуговицы. А.Н.Толстой описал нарядный опашень в свадебном
уборе царской невесты: «Поверх летника — широкий опашень клюквенного
сукна со ста двадцатью финифтяными пуговицами; еще поверх —
подволоку, сребротканную, на легком меху, мантию, тяжело шитую
жемчугом» («Петр Первый», 1929—45). Однако уже в 19 в. в произведениях
писателей, обращавшихся к истории допетровской Руси, не следует
искать научной достоверности в изображении костюма — упоминание
об одежде становится художественной деталью, обозначающей время
действия, а часто приводимый перечень одеяний отнюдь не исчерпывал
всего разнообразия старинного русского костюма. Несмотря на
то что во 2-й половине 19 в. были осуществлены исследования
по истории русского быта 16— 17 вв. (И.Е.Забелиным, Н.И.Костомаровым
и др.), функции многих видов одежды уже не восстанавливались.
Неудивительно, что в романе А. Н. Толстого описание опашня вызывает
сомнения даже не числом пуговиц (хотя на опашне их бывало до
30), не тканью, а порядком, в котором были надеты одна поверх
другой перечисленные одежды.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.