Впереди сей толпы ехал на вороном коне, в летнем терлике, с развевающимся
на плечах корзном, рослый и дебелый муж.
М.Н. Загоскин. Аскольдова могила. 1833.
Терлик — короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. Название
от тюркского tärlik — куртка без рукавов. Появился на Руси не позднее 2-й
половине 15 в. (письменное упоминание в 1486). По свидетельству очевидцев, в
16 в. терлик был необычайно распространен: «Раньше стольники одевались в далматики
наподобие дьяконов, прислуживающих при богослужениях, но только были подпоясаны;
ныне же на них различные платья, называемые терлик, обильно украшенные драгоценными
камнями и жемчугом» (Герберштейн С. Записки о Московии, М., 1988, с. 218). Этот
же автор отмечает, что, несмотря на сходство покроя одежды русских и татар,
заметны и существенные различия: «...при этом христиане носят узелки, которыми
застегивают грудь, на правой стороне, а татары, одежда которых очень похожа,—
на левой» (там же, с. 117). Терлик имел на груди застежку и, возможно, надевался
через голову (Савваитов П., Описание старинных русских утварей, одежд, оружия,
ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке изложенное, СПб., 1896,
с. 52). Из всех видов старинной русской одежды терлик наиболее часто упоминается
в художественной литературе 19 в., причем не только в исторических романах,
но и в литературной полемике: «Что ни говорите, а даже и фрак
с сюртуком — предметы, кажется, совершенно внешние, не мало действуют
на внутреннее благообразие человека. Петр Великий это понимал, и отсюда
его гонение на бороды, охабни, терлики, шапки-мурмолки и все другие заветные
принадлежности московского туалета» (В.Г. Белинский, Петербург и Москва, 1844).
В комментариях к работам Белинского отмечается: «Курсивом выделены слова, представляющие
обычный в журналистике 1840-х гг. и, в частности, у Белинского, насмешливый
намек на некоторых московских славянофилов» (Белинский В. Г., Собр. соч. в 9
т., т. 7, М., 1981, с. 679). Терлик упомянут Белинским и в статье «Русская литература
в 1845 году»: «Некоторые, говорят, не шутя надели на себя терлик, охабень
и мурмолку». Явление переодевания в старинные русские
костюмы в 1-й половине 19 в.— очень интересный факт общественной и культурной
жизни, вызывавший противоречивые суждения в печати того времени. Основной упрек
славянофилам состоял в том, что их одежда была лишь стилизацией на русские темы,
имевшей мало общего с подлинным крестьянским костюмом. Ф.М.Достоевский писал:
«Слышал я недавно, что какой-то современный помещик, чтобы слиться с народом,
тоже стал носить русский костюм и повадился было в нем на сходки ходить;
так крестьяне как завидят его, так говорят промеж себя: „Чего к нам этот ряженный
таскается?" Да так ведь и не слился с народом помещик-то» («Зимние заметки
о летних впечатлениях», 1863).
В 19 в. осталось незамеченным то обстоятельство, что в условиях господства
установленной форменной одежды для сословий (в том числе дворянского) всякое
отступление от официальных требований было знаком оппозиции властям и воспринималось
ими как инакомыслие — будь то борода и усы в николаевское время или традиционный
кафтан вместо сюртука и фрака
(см. Пиджак), и требовало личного мужества ото всех, решившихся противостоять
существующим правилам. Среди тех, кто «переоделись» первыми, несмотря на ироническое
отношение А.И. Герцена, В.Г. Белинского, П.Я. Чаадаева к самой идее, называют
А.С. Хомякова, С.П. Шевырева, К.С. Аксакова и др. В то же время И.С. Аксаков
писал: «Мне собственно эти товары не нужны, я не люблю халатов и архалуков и
предпочитаю европейское платье азиатскому, даже терлику» (письмо родителям от
7 апреля 1844).
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.