Богатый бархатный терлик и шитый золотом охабень были на него надеты; сабля
его пылала дорогими каменьями.
Н.А.Полевой. Симеон
Кирдяпа. 1828
Охабень (охобень) — мужская длинная просторная одежда с очень длинными,
до полу, откидными рукавами, с прорезями для рук и большим отложным воротником.
Единого мнения о происхождении названия нет. Возможно, что охабень происходит
от «охабить»— «охватить», так как не противоречит тому, что охабень надевали
поверх всего костюма. Описание покроя охабня невольно заставляет вспомнить некоторые
европейские средневековые одежды. Сходство это не случайно, и на него обратил
внимание еще в 1-й половине 19 в. А.Н.Оленин: «Мы видим, что в XV веке французский
король Карл VIII такую же шубу с откидными рукавами употреблял, какую носил
в то же время Великий Князь Иван Васильевич III» (Оленин А., Опыт об одежде,
оружии, нравах, обычаях и степени просвещения словян от времени Траяна и Русских
до нашествия Татар. Период Первый, СПб., 1832, с. 5). Охабень шили из дорогих
парчовых тканей, яркого сукна, украшали пуговицами, подбивали мехом. Особенно
пышно отделывались воротники. Уже в 19 в. охабень толковали по-разному. И.Е.Забелин
считал опашеньи охабень одним и тем же типом
верхней одежды: «Опашень и охобень, верхнее летнее распашное платье, из шелковой
или золотой добротной ткани, а большей частью из черевчатого сукна» (Домашний
быт русских цариц в XVI—XVII ст., М., 1901, с. 524). Возможно, что причина отождествления
двух одежд в том, что охабень, так же, как и опашень, обычно не застегивали,
носили «на опашь». Несомненно, что охабень был только дворянской одеждой и служил
знаком сословной принадлежности.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.