Олимпиада Самсоновна. А мне новую мантилью принесли, вот мы бы с вами в
пятницу и поехали в Сокольники.
А.Н.Островский. Свои
люди — сочтемся! Действие четвертое, явление первое. 1850.
Мантилья — свободная кружевная накидка. Название от немецкого Mantille
или французского mantille, восходящих к испанскому mantilla, от латинского mantellum
— покрывало (см. также Манто). Заимствованная
из испанского костюма, некогда распространенного во многих странах Европы, в
России вошла в обиход с конца 18 в., но с тем лишь различием, что надевалась
не на голову, а на плечи. В 19 в. появились мантильи с рукавами. Вот как описана
мантилья под названием «Москвитянка»: «С широкими остроконечными рукавами, разрезанными
на боку. Сзади мантилья делается на сборках» («Мода», 1856, № 22). В 1-й пол.
19 в. мантильей называли любое короткое одеяние из кружев или тюля: «У других
шелковых платьев мантилия, или то, что у нас называется шпензером, бывает обыкновенно
блондовая или тюлевая» («Северная пчела», 1832, № 70). В середине 19 в. мантилья
встречается не только кружевная, но и из других материалов. Мантилья под названием
«Трубадур» «делается из бархата и убирается тесьмой со стеклярусом в виде петлиц.
Спереди не застегивается» («Мода», 1856, № 22). Во 2-й пол. 19 в. сфера применения
термина «мантилья» вновь сузилась — он стал относиться к накидке преимущественно
из кружева, являвшейся деталью дамского туалета. Так, напр., «Изабелла» изготовлялась
из черных кружев с сильно удлиненной спинкой и едва достигающим талии передом.
Юные и пожилые женщины носили разнообразные пелерины.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.