«Ай!» — вскрикнула опять девица и заметалась во все стороны..., видит,
идет мимо ее молоденькая девушка в манто из draproyal, с блестящими цветами,
в дымковой роскошной шляпке, обшитой рюшем из шелкового тюля.
А. Ф. Вельтман. Сердце и думка. Часть II, II. 1838.
Манто — женская верхняя одежда просторного покроя, из ткани или меха,
без сквозной застежки. Название от французского manteau, восходящего к латинскому
mantellum — покрывало, уменьшительное от mantum — плащ, накидка. Это название
получило распространение в 19 в., что, вероятно, связано с разнообразием верхней
женской одежды европейского образца еще в 18 в. и одежды, близкой по покрою
к клоку, салопуи др. Употреблению термина «манто»
способствовала периодика, содержащая сведения о модных новинках. Уже из первых
упоминаний о М. в 1830-е гг. видно, как разнообразны его фасоны. «Манто Бюридан
с широким воротником, такими же рукавами и поясом — прекрасны для утренних прогулок.
Самые лучшие манто сего рода бывают темно-красных цветов. Сия материя, по своей
гладкости и богатым атласистым узорам, весьма красива» («Молва», 1832, № 95,
с. 379). В том же номере «Молвы» описывалась другая ткань для манто: «„Кукарача"
— ткань для манто с живописными узорами». В дальнейшем увлечение манто не исчезло,
но название его было вытеснено другими терминами, напр. «плащ». Такой вывод
позволяют сделать публикации 1-й пол. 19 в., в которых одновременно печатались
русские. и французские названия модных новинок: «Дамский плащ (манто) из шерстяной
материи с лица похожей на репс, а с изнанки на сукно (такая материя делается
в Савоннери, и бывает цвета красного, голубого и зеленого) называют плащ-герцогиня
(manteaux-duchesse). Воротник, обрезанный полуквадратно, с правой стороны, спускается
ниже локтя» («Московский телеграф», 1828, № 24, с. 519). В середине 19 в. рекомендовали
такие манто: «„Южная звезда" из драпа или байки с отделкой из бахромы,
аграмантовых кистей и пуговиц» («Мода», 1856, № 1, с. 13); «„Страделла"—
из бархата с гладкой грудью и плечами. Отделано шелковой сеткой с кистями» (там
же). Во всех приведенных фасонах полы манто скрепляются бантами, декоративными
петлями по образцу старинных русских кафтанов, но никогда
не имеют сквозной застежки на пуговицах. Во всем остальном (общая длина, форма
рукава, воротника, тип материала и др.) бывали чрезвычайно разнообразны. Так,
в 1880-е гг. манто «Скобелев» (по имени русского генерала М. Д. Скобелева —
героя русско-турецкой. войны 1877—78) шили приталенным, с узкими рукавами и
отделывали мехом, а модные в 1890-е гг. манто «Сара» (по имени франц. актрисы
Сары Бернар) — из шелковой ткани с вышивкой стеклярусом и отделкой шнуром.
Манто не
вышло из моды и в 20 в., но под
ним стали подразумевать меховую одежду свободного покроя. Понятие «меховая» для
18—19 вв. отличается от представлений 20 в., когда и мужская
и женская одежда шилась мехом внутрь и крылась какой-либо тканью. В 20 в. появляются изделия мехом наружу.
Впервые такой обычай возникает в 1890-е гг. как мужской костюм, вошедший в обиход
в Европе под влиянием североамериканской моды, рожденной «золотой лихорадкой». В
1900-е гг. тщательно подобранный мех уже получил широкое распространение как единственный
материал для дамских манто, которые
по-прежнему отличались от других меховых изделий (шуб) отсутствием сквозной застежки.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.