Посреди площади горел газовый фонарь. Под ним стояли два агента полиции,
заложив руки под пелерины. А.Н. Толстой. Эмигранты.
19. 1931.
Пелерина — в женской
одежде безрукавная накидка, большой, всегда съемный, закрывающий
плечи воротник; в мужской — воротник-накидка, пришитый у ворота
под верхним маленьким воротничком. Название от французского
pelerine — странник, пилигрим. Крой восходит к форме верхней
части монашеского одеяния (см. Пилигримка). В России
пелерина-накидка распространилась как женская одежда с 18 в.
Форма накидки диктовалась модой и довольно часто менялась. Чаще
всего она — круглая, при которой края равномерно закрывают спину,
руки и грудь. Такая накидка получила название «старушкина».
Вот как ее появление объясняет модный хроникер: «На многих посетительницах
были круглые пелеринки называемые старушкины (a la vieille),
потому что их ввела в моду прелестная Г-жа Прадэр» («Московский
телеграф», 1827, № 16, с. 134). Выполняемая из различных материалов
— меха, кружева, ткани или из их сочетаний, она являлась самостоятельной
деталью женского костюма. Так, в середине 19 в. наибольшим успехом
пользовалась пелерина из горностая, крытого шелком, под названием
«жизель», вошедшая в моду в 1841 после постановки одноименного
балета франц. композитора А. Адана. «Жизель» долго оставалась
в моде, постепенно удлиняясь и становясь своеобразным прообразом
ротонды. Последнее упоминание о пелерине «жизель» можно
найти в журнале «Модный магазин» за 1863 (№ 23, с. 278). Пелерина-накидка
являлась также и частью форменного костюма учениц различных
учебных заведений; их цвет (белый, голубой, светло-зеленый и
др.) определялся уставом. Длина пелерины в зависимости от моды
менялась, становясь то короче, то длиннее, превращаясь из накидки
в воротник и из воротника в накидку. В 20 в. пелерина — нередко
сочетание воротника и накидки; материалом для нее часто служит
кружево, в т. ч. вологодское. Пелерина как часть мужского пальто
или плаща получила распространение со 2-й половине 19 в. (главным
образом в виде форменной одежды некоторых родов европейских
войск — длиной почти до колен). В 20 в. известна в качестве
детали пальто макферлейн (см. Крылатка, Шинель).
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.