Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по-новому,
был длиннее пяток.
Л.Н.
Толстой. Война
и мир. Том первый,
часть первая, V. 1863—69.
Редингот — мужская или женская верхняя одежда прилегающего силуэта,
с двумя небольшими воротничками (нижний из которых лежал на плечах) и сквозной
застежкой. Появился в Англии около 1725 как мужской костюм, предназначавшийся
для верховой езды. Эта функция редингота определила его название, заимствованное
из французского redingote, но восходящее к английскому riding-coat (буквально
— верхняя одежда для верховой езды), однако, как замечает Ф. Буше, в Англии
этот термин никогда не использовался (Boucher F., The history of Costume in
the West, L, 1987, p. 447). Представление об этом, мужском, типе редингота может
дать изображение Е. Н.Хрущовой в роли молодого человека Кола в сцене из пародии
В.Чампи комической оперы Ш.С. Фавара «Любовный каприз, или Нинетта при дворе»
на портрете воспитанниц Смольного института Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской художника
Д.Г. Левицкого (1773, Русский музей, Санкт-Петербург). Первоначально редингот
не отличался слишком большой длиной, так как предназначался для прогулок или
путешествий верхом. Однако после постановки в Париже пьесы Ж. Расина «Атали»
(в России известна как «Гофолия»), в которой один из персонажей — иудейский
священнослужитель, в моду вошел под влиянием его одеяния очень длинный редингот,
известный как «левит» (священнослужитель у древних евреев). Популярности подобного
редингота во 2-й половине 18 в. способствовала французская королева Мария Антуанетта,
прибегнувшая к этому наряду во время беременности, полагая, что он благодаря
своим пропорциям поможет ей сохранить элегантность. В 19 в. редингот стал обычной
городской одеждой. Как сообщал «Московский телеграф» за 1825 (№ 2, с. 35), «щеголихи,
у которых есть кареты, надевают большие рединготы из дра-эефира или серо-белого
каотина с двойными отворотами и карманами. Сии рединготы делаются на вате и
с беличьим или шиншиловым воротником». По сведениям «Дамского журнала» за 1833
(№ 17, с. 220) «мущины, имеющие репутацию знатоков щегольства, носят рединготы
из неразрезного бархата, подбитые плюшем или Астраханской объяриной матерьею
(astrakan moire)». С распространением термина пальтоназвание «редингот» исчезло но крой редингота сохранялся в мужских пальто
до конца 1-й мировой войны 1914—18, а в женских — входил в моду время от времени
на протяжении всего 20 в. При этом отличительная черта редингота — уже не двойной
воротничок, а только прилегающий силуэт и сквозная застежка.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.