Она была одета в белое простое платьице и в бархатный лиловый спензер, который
(пошлая фраза) живописно обрисовывал ее талию. Н.А.Некрасов. Жизнь и приключения
Тихона Тростникова. 1843.
Спенсер (спензер, шпензель) — коротенькая курточка с длинными рукавами,
закрывающими кисти рук. Название по имени лорда Спенсера, считающегося автором
этого вида одежды. История создания спенсера породила множество легенд — по
одной из них, лорд Спенсер оторвал фалды внезапно загоревшегося фрака
(возможно, на нем был знаменитый demi-converti-coat с очень длинными фалдами,
попавшими в камин), в результате чего и возникла подобная форма, а по другой
— Спенсер создал эту модель на спор, состязаясь с другими денди своего времени.
Мужчины носили спенсер очень недолго, между 1799 и 1804. Позже он остался лишь
в женском гардеробе, связанном с «античной» модой, при которой без спенсера
или шали нельзя было обходиться даже летом. Спенсер должен был быть обязательно
контрастного цвета по отношению к платью, на которое его надевали, что подчеркивало
модный в начале 19 в. силуэт с завышенной талией. К середине 19 в. с изменением
пропорций в одежде спенсер почти исчез из обихода, и увидеть его можно только
на женских портретах и на картинах с изображением жанровых сцен 1-й трети 19
в.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.