В гостиной сидит девица лет 20—25. Одета она по последней моде: сидит сразу
на трех стульях, причем один стул занимает она сама, два другие — ее турнюр.
А. П.Чехов. Брак через
10—15 лет. 1885.
Турнюр — приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся
чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки, что помогало формировать
характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела; нижняя юбка с такого
рода конструкцией. Название от французского tournure — осанка, манера держаться.
В этом буквальном значении употреблялось до 1856, пока в журнале «Мода» за этот
год (№ 12, с. 102) не появилось следующее сообщение: «Из Парижа пишут, что вследствие
падения кринолина там явились новые юбки, под названием jupan-tournure-imperiale,
но не зная обстоятельств дела, я ограничусь на этот раз простым извещением».
Такое первоначальное название, вероятно, определило то обстоятельство, что законодатель
парижской моды и создатель этой конструкции Ч. Ворт ориентировался на пышную
моду франц. королевского двора времен Марии Антуанетты, которую мечтала возродить
его основная заказчица императрица Евгения. Однако кринолин продержался в моде
еще несколько лет, но попытки его реконструировать, сделать более привлекательным
в глазах модниц начались. «Для этой цели сначала изобрели украшение из лент,
материи, пестрых бантов, розеток и т.д., прикрепляемое на соответствующем месте,
а потом так называемый cul de Paris и так называемый турнюр» (Фукс Э., Иллюстрированная
история нравов, т. 3, М., 1913, с. 143; в переводе cul de Paris, довольно грубого
выражения, следует отступать от буквального смысла, назвав его «задок Парижа»).
Силуэт платья с турнюром окончательно сформировался, став модным во всех странах
Европы, только к 1870. Размеры турнюра в процессе развития моды так стремительно
увеличивались, что неоднократно выступали объектом иронии А.П. Чехова в рассказах
«Осколки московской жизни» (1884), «Рассказ неизвестного человека» (1893) и
др. Так, в России не было принято носить турнюр незамужним девицам, девица-невеста
из рассказа «Брак через 10—15 лет» в костюме с огромным турнюром — плод авторской
фантазии, вызванной к жизни преувеличениями моды. Объемы турнюров стали предметом
множества иронических высказываний: «На руках у нее длинные перчатки (так в
них и в комнате сидела), а юбка длиннущая и шумит, потому что шелковая. И сзади
турнюр, на котором могли бы усидеть рядком большие куклы» (М. А. Осоргин, Повесть
о сестре, 1931). В платье с турнюром колени женщины туго стягивались передним
полотнищем юбки, сильно расширенной внизу, особенно сзади, ниже турнюра. Садиться
приходилось боком и лишь на краешек стула, чтобы не измять пышные драпировки,
банты, складки, под которыми скрывался собственно турнюр. Шлейф при этом красиво
располагался вокруг ног, а при ходьбе, особенно на улице, подбирался, чтобы
не волочиться по земле. Турнюр был в моде почти 20 лет, а в 1889 с ним началась
борьба, как некогда с кринолином. Вот как это комментировала печать того
времени: «В настоящее время наши модницы разделились на два лагеря и ведут между
собой жестокую борьбу относительно турнюров. Одни совсем перестали носить турнюр,
а другие все еще не могут решиться бросить его. Самые элегантнейшие женщины,
следующие в точности за модой, и те, которые любят все оригинальное, а также
многие женщины небольшого роста носят совершенно прямые юбки безо всяких турнюров.
Но другие, которые не любят слишком резких переходов, остаются пока верны маленьким
турнюрам и некоторым драпировкам» («Вестник моды», 1889, № 23, с. 216). Силуэт
костюма стиля «модерн», хорошо известный, в частности, по портретам работы В.А.Серова
(М.Н.Ермоловой, 1905, Третьяковская галерея, Москва, Н. П. Ламановой, 1911,
частное собрание, Г.Л. Гиршман, 1907, Третьяковская галерея, Москва), свидетельствует
о том, что специфический изгиб женской фигуры с сильно прогнутой вперед спиной,
создаваемой корсетом, являлся отголоском времени распространения
турнюра. В быту широко употребимым названием для нижней юбки с турнюром и шуршащей
сборкой стало фру-фру.
Неким подобием турнюра можно считать
огромный бант, которым крепился к талии шлейф вечерних, обычно коротких, платьев
кон. 1980-х гг., введенный в моду французскими модельерами. В России такой фасон получил
распространение только на эстраде.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.