Обязанность непрерывно улыбаться и говорить, звон посуды, бестолковость
прислуги, длинные обеденные антракты и корсет, который она надела, чтобы скрыть
от гостей свою беременность, утомили ее до изнеможения.
А.П.
Чехов. Именины.
I. 1888.
Корсет — специальное устройство из плотных или эластичных материалов
на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей
очертания, диктуемого модой. Название в русском языке от немецкого Korsett;
в европейских языках, как принято считать, от французского — corset, производного
от corps — тело. Известен с начала 18 в. Формы корсетов менялись в зависимости
от силуэта, который в одежде предлагался модой, устройство же оставалось по
своей сути одинаковым — каркас, удерживающий заданный силуэт при помощи вшитых
в ткань косточек и пластин (в корсетах лучшего качества их делали из гибкого
и прочного китового уса). Корсет надевали на тонкую рубашку, т. к. грубые швы
при тугом стягивании могли причинить массу неудобств, поэтому к аккуратности
их изготовления предъявляли высокие требования, а искусство мастериц-корсетниц
чрезвычайно ценилось. В 18 в. покрой женских костюмов требовал туго стянутой
талии, что и достигалось при помощи доходящего до нее корсета, зашнурованного
сзади или спереди. На рубеже 18—19 вв., когда в моду вошли туникииз полупрозрачных тканей, женщины временно смогли отказаться от корсета,
если им позволяла фигура; в противном случае они пользовались полукорсетами
из эластичных тканей (известны с конца 18 в.) или накладной грудью, рекламируемыми
в изданиях 1800-х гг. С конца 1820-х гг. вновь начали туго стягивать талию,
а с появлением турнюракорсет стал заковывать
женщину почти до колен. С середины 19 в. неоднократно делались попытки убедить
женщин отказаться от корсетов, вредящего их здоровью. Ведь уже с пятилетнего
возраста девочкам начинали формировать талию, сначала при помощи тугого пояска,
а с 14—15 лет их заставляли носить корсет. Ходить без корсета считалось неприличным,
поэтому женщина ощущала себя неодетой, если ее заставали не затянутой по моде
в корсет. В начале 20 в. для стиля «модерн» характерен силуэт немного наклоненной
вперед фигуры, также сформированный корсетом. По-настоящему от корсета с его
каркасной структурой отказались только после 1908 со стилем неоклассицизма и
возвратом к облику женщины в тунике начала 19 в. «Жена моя, Анна Николаевна,
была очень красивая и одаренная женщина... хорошо одевалась, — первая привезла
в Москву изделия Пуаре и надевала их к некоторому смущению тех, к кому мы ездили
в гости» (Бурышкин П.А., Москва купеческая, М., 1990, с. 226). Смущение было
вызвано именно тем, что платья от Пуаре исключали корсет. С того времени корсет
перестал быть обязательной деталью костюма. Примечательно, что корсет носили
не только женщины. Мода требовала тонкой талии и от мужчин. Правда, у мужчин
было больше возможностей, они могли вместо корсета зашнуровывать жилет: «Щеголи
не носят корсетов, но длинные жилеты нынешние сзади
зашнуровываются, как корсеты» («Московский телеграф», 1828, № 10, с. 346). Мода
1980-х гг. вспомнила о корсетках — маленьких безрукавных кофточках (термин распространялся
и на женский крестьянский кафтан на сборках сзади); современные корсетки из
атласа, со шнуровкой и косточками, внешним видом напоминают корсет 18—1-й половине
19 вв.
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18
— первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая
Российская энциклопедия, 1995.