Мы готовы сшить для вас
нужный национальный костюм.
Наш адрес: г. Казань,
Технические приемы обработки изделий из мягких материалов
Главным материалом для одежды народов Севера является оленья
шкура. В зависимости от выделки она шла зимой на изготовление
теплой меховой одежды и обуви, из нее вырабатывали ровдугу и
кожу для одежды весенне-осеннего сезона, для различных аксессуаров,
а также применяли как материал для декоративной отделки. Приморские
чукчи и коряки
шили осеннюю, весеннюю и летнюю одежду из шкур морских животных.
Обработка шкур. Обработка изделий из мягких материалов: меха, ровдуги,
камуса, кожи и бересты была исключительно женским ремеслом. Выделка шкуры оленя
и лося, а также ровдуги требует много времени, терпения и знания. На протяжении
многих веков выработались способы обработки шкуры и кож и рабочие инструменты,
общие для всех народов Севера, ведущих кочевой образ жизни.
Инструменты для выделки шкур были довольно простыми, неприхотливыми.
Очистка мездры от остатков мяса и жира производилась инструментом
«у" (эвенки, эвены), представляющим собой дисковидную железную
пластину с остро заточенным краем, вставленную в короткую ручку.
Аналогичный инструмент чукчей алянвэнан представлял собой нешлифованный
каменный диск с тонкими краями, вставленный в двуручную деревянную
оправу. Затем эвены и эвенки
смачивали шкуру для ее смягчения гнилушками или чайной вываркой
и обрабатывали ее инструментом чучун - круглой железной пластиной
с зазубренным нижним краем, насаженной на длинную ручку. Окончательная
обработка шкуры проводилась кожемялкой кэдэрэ (эвенки, долганы),
кэрдэ (березовские эвены, юкагиры),
куочай (верхнеколымские эвены), ауг (чукчи, коряки) - изогнутой
длинной железной пластиной с зазубренным нижним краем и деревянными
ручками с двух концов. Коряки бьют и трут шкуру особым камнем
холбол.
Выделка шкур. Снятую с оленя шкуру сушат в развернутом положении. Затем
следует процесс выделки и дубления с целью удаления соединительных тканей с
остатками мяса, а при выделке ровдуги удаляют и ворс. Для того, чтобы шкура
стала мягкой и пластичной, применяют консервирующие вещества. Способы выделки
и обработки шкур народов Севера были схожими, но имели небольшие отличия.
Чукчи растягивали шкуры разными способами.
Шкуры мелких пушных животных снимали «чулком» так, чтобы ворсовая часть
оказывалась внутри, затем растягивали ее на специальной рамке, составленной из
двух перекладин, связанных на одном конце. Противоположные концы их раздвигали
с помощью вставленной посредине этой рамки поперечной палочки. Выделка оленьих
шкур была сложнее. Перед сушкой оленьих шкур они очищали ножом мездру от
остатков мяса, сухожилий и внутренней пленки. Шкуру растягивали на земле, края
ее закрепляли камнем или прикрепляли к земле деревянными прутьями. В последнем
случае шкура растягивалась и получалась после сушки больше размером. Приморские
чукчи шьют также некоторые виды одежды из внутренностей морских животных,
особенно кишок моржей, для выделки которых применяют особые костяные скребки.
Кишки слегка подскабливают этими скребками, а затем сушат летом на солнце,
зимой - на ветру. Шкуры тюленей и моржей растягивали на деревянной раме с
помощью шнуров, которые продевали сквозь края шкуры.
Эвены сушили шкуру,
подвесив ее мехом внутрь на перекладине юрты в течение суток. Зимой сушили ее
несколько дольше, после чего выносили на улицу, чтобы не выпадал ворс, минут на
15-20.
Важной частью обработки
шкуры является удаление подкожной ткани с остатками жира и мяса, которые
подвержены процессу гниения. Эта работа не всегда составляла отдельную стадию
выделки, так как часто совмещалась с разрушением волокон. После снятия мездры
шкуру вешали в юрте над дымом. Предварительно шкуру смазывали печенью оленя,
сворачивали и выдерживали в течение суток.
Выделка камуса. Лучшим материалом для обуви, а также для орнаментации
является камус - лапки оленя или лося. Камус растягивают на деревянных досках
мездрой вверх и сушат в юрте, подвесив ее на поперечных перекладинах каркаса
юрты. Мездру снимают с помощью инструмента у, затем камус держат над дымом.
После этого смачивают его водой или рыбным бульоном и обрабатывают инструментом
чучун. Затем камус смачивают печенью оленя, сворачивают и выдерживают в таком
виде в течение суток. Далее его мнут руками, изредка проводя скребком-кожемялкой
(кэрдэ, кэдэрэ, аутом).
Изготовление ровдуги. Для получения ровдуги, т.е. оленьей замши, берут
шкуру, которую предварительно держали над дымом. Часто исходным материалом служил
занавес для полога, который в течение зимы продымивался естественным образом.
Для изготовления ровдуги необходимо снять со шкуры ворс. Простейшим способом
снятия ворса является стрижка ворса остро наточенным ножом (эвены), обрабатывая
шкуру скребком кэрдэ, без предварительного ослабления ворса ферментацией. Но
более распространенным способом депиляции (удаления ворса) является предварительная
обработка шкуры с целью вызвать процесс гниения ворса, после чего ворс легко
соскабливается или выщипывается. Так, чукчи погружали шкуру в воду, затем выдерживали
ее в сложенном виде в течение 24 часов, после чего ворс можно было легко соскрести.
Дубление шкур. Независимо от того, оставляют ли в шкуре ворсовый слой
или его удаляют, шкура становится намного прочнее, когда кожный слой пропитывается
дубильными веществами. Почти повсюду, где шьют одежду из шкур, при выделке ее
используют пропитывающие вещества. В зависимости от состава дубильные вещества
можно разделить на три группы: жировые вещества, вещества растительного происхождения
и минеральные. Дубление жировыми веществами является наиболее распространенным
методом. Шкура сопротивляется процессу гниения благодаря кислоте, образующейся
при окислении жировых веществ. К тому же жиры способствуют смягчению кожи и
защите ее от сырости. В качестве жировых дубильных веществ в старину употребляли
мозг, отварную печень оленя, желток птичьих яиц, икру рыб, которые жевали в
сыром виде, чтобы привести ее в жидкое состояние, и выплевывали на шкуру или
натирали им мездровую часть. Часто пережеванную печень или мозг заготавливали
впрок, либо сгущая в теплое время года, либо замораживая. Жировые вещества из
других частей тела животных кипятили. Наиболее распространенным дубильным веществом
является рыбный или мясной бульон. Растительные и минеральные вещества также
способствуют дублению шкур, но их обычно аборигены Севера использовали скорее
для крашения шкуры или ровдуги. Окрашенная шкура переносила сырость намного
лучше, чем неокрашенная.
Широкое распространение
получило у народов Севера дымление (копчение) ровдуги.
Ровдугу, сложенную мешком,
подвешивают над неглубокой ямой, заполненной горячими углями и тополиными
гнилушками. Одежда из дымленой шкуры становится
водонепроницаемой и мягкой.
Окрашивание
ровдуги, кожи, меха и подшейного волоса оленя.
В зависимости от продолжительности дымления цвет ровдуги или
мездровой части шкуры варьирует от светло-желтого до коричневого.
Для получения более интенсивного цвета красили их в коре ольхи.
Крашение корой ольхи очень широко распространено у народов Севера
от саамов до эскимосов Западной Гренландии. Кору ольхи кипятили
в воде, а затем помещали шкуру в отвар или покрывали им мездровую
сторону шкуры. Коряки окрашивали корой ольхи мездровую сторону
шкуры для получения красного цвета. Если желателен более светлый
тон, то кору ольхи смешивали с корой тополя и все это вместе
кипятили. Раствор процеживали и опускали в него шкуру или натирали
краску руками. Иногда ровдугу коряки окрашивали не полностью,
а в целях усиления декоративности украшали ее полосками или
кружочками. В таком случае они пользовались трафаретом, позволяющим
наносить краски там, где предполагались полосочки или кружочки.
Чукчи окрашивали шкуры оленя смесью мочи и тонкой стружки ольховой
коры, которую нагревали над лампой примерно в течение одного
часа. Для окраски шкур молодых тюленей в красный цвет чукчи
также применяли корень кустарника-марены. Собирали его осенью,
выбирая корни густо-желтого цвета. Цвет определяют, соскабливая
кору ногтями. Корень разламывают и варят в воде, добавляют к
нему листья и немного золы. Эта краска отличается стойкостью.
Эвенки готовили красную минеральную краску, смешивая лиственничную
смолу со слюной и с красной пурой. Забайкальские эвенки и долганы
красили мездровую сторону шкуры раствором коры ольхи и золы.
Для этого кору ольхи измельчали, сушили и затем настаивали в
воде, добавляли золу. Полученной жидкостью размазывали поверхность
ровдуги. Принарымские эвенки пользовались корой лиственницы
для получения розового цвета и черемухой - для коричневого цвета,
а также окрашивали ровдугу красным суриком, приготовленным на
рыбном клее.
Способ чернения был
иной. Чернению подвергается ровдуга, предназначенная для шитья торбазов и для орнамента. Для
этого ровдугу коряки дымят гнилой лиственницей в
течение 3-4 часов и оставляют в сложенном виде еще некоторое время, чтобы она
хорошо пропиталась дымом. Затем опускают ее в холодный отвар ольхи. Промокшую ровдугу натирают грязным
раствором, оставшимся от точильного камня и сушат. При необходимости операцию
повторяют несколько раз. Таким же образом в черный цвет красят хорошо промытый
мех. Для окрашивания кожи в черный цвет эвены применяли так называемый
«эвенский клей». Его получают из сохатиного
камуса, с которого снимают волос и затем варят в воде
в течение 2-3 дней. Кожу натирают углем от тальника и затем покрывают полученным
клеем. Окрашивают кожу в черный цвет также ягодой шикши,
разведенной в воде.
Для декорирования
изделий из кожи и шкуры, для росписи по коже чукчи пользовались краской,
приготовленной из смеси тонко растертой глины с толченой ольховой корой, дающей
оттенки красного цвета. Черную краску получали из сажи, смешанной с животным
жиром.
Все народы Севера широко
применяли для украшения одежды подшейный волос оленя или лося, и также ворс от
шкуры новорожденного тюленя. Для их окрашивания применяли настой из ольхи. Был
и другой способ окрашивания подшейного волоса лося или оленя для вышивки hэрэчэ: порошок охры насыпают в
воду и кипятят в течение часа. В кипящий раствор помещают подшейный волос и
продолжают кипятить, размешивая волос. Сняв с огня, раствор выдерживают до
полного пропитывания волоса краской. Таким образом
получали красный или розовый цвет.
Долганы и камчатские
эвены красили подшейный волос оленя в желтый цвет, окуная их в отвар ягеля.
Выделка
шкуры для изготовления ремней. С сырой шкуры срезали волос, а затем замачивали ее в воде и
сворачивали, чтобы она прокисла, или вывешивали на мороз. С прокисшей шкуры
волосы вылезали, а с промерзшей легко соскабливались ножом. После этого мокрую
шкуру растягивали и вывешивали снаружи юрты. Ночью она замерзала, а днем на
солнце оттаивала и в результате пробеливалась. Для ремней со шкуры срезали
вкруговую непрерывную полоску соответствующей ширины. Затем ее разминали руками
и отрезали куски необходимой длины.
Обработка
сухожилий и изготовление сухожильных ниток. Пока сухожилия сырые, из них ножом удаляют
остатки мышц, затем их сушат, подвесив в помещении или на улице, после чего
отбивают молоточком или деревянной колотушкой. Из расщепленных сухожилий
отделяют волокна и ссучивают на коленях нити необходимой длины.
Декоративные швы и приемы орнаментации.
Качество шитья и
декоративная отделка обработанной шкуры, окрашенной кожи и ровдуги
требует особых технических приемов и виртуозного исполнения, отличающих
искусство мастериц Севера. Одежду северяне шьют сухожильными нитками.
Декоративные швы играют
конструктивную роль, так как они подчеркивают фасон изделия. Места соединения
деталей ровдужной одежды обычно перекрывали
декоративным швом - строчным из сухожилий, или жгутиком из подшейного волоса
оленя.
Распространенная среди эвенов, эвенков, юкагиров, коряков вышивка hэрэчэ подшейным
волосом оленя или лося не является вышивкой в обычном ее понимании.
Белый или окрашенный подшейный волос оленя-самца или лося накладывают
на кожу или ровдугу и прихватывают ее сухожильными нитками,
прикрепляя ее к основе. Таким методом создается два типа орнамента
- прямолинейный и зигзагообразный. У арктических индейцев
Америки аналогичный орнамент тем же способом выполняется
иглами дикобраза. Более нарядным получается узор, когда белый
волос чередуется с блестящим волосом, окрашенным в красный или
оранжевый цвет.
Распространенными видами
декоративных швов, кроме жгутиков, являются строчка, гладь, зигзаг; елочка, у
чукчей и коряков популярно пропускание оленьего волоса в кожаные петельки и
обмотка сухожильной ниткой кожаного настила. При вышивке цветными нитками
пользуются в основном теми же швами, что и у волосяных:
строчка, елочка, зигзаг, вертикальные стежки и обматывание нитки другой. Кроме
того, встречаются швы «цепочкой лапками», «козликом с петлей». Долганы, эвенки
и эвены переняли у саха и бурят тамбурный шов. При
шитье меховой одежды и сборке элементов меховой мозаики применяется потайной
шов «через край» с изнаночной стороны. Кантики из сложенной вдвое светлой кожи
или из прямоугольников светлого и темного меха или кожи между элементами
меховой, ровдужной и кожаной мозаики усиливают
декоративный эффект.
Другим распространенным
приемом орнаментации изделий из мягкого материала является аппликация - накладывание кусочков меха, кожи, ткани
или орнаментированных полос на основу в различных комбинациях. Для шитья
аппликации применялся строчевой шов «стежки» и шов
«за край». Аппликативные узоры были наиболее популярны среди коряков и чукчей.
Характерным способом создания орнамента у чукчей и коряков является
продергивание разноокрашенных кожаных или ровдужных
ремешков через прорези на основе изделия или на отдельных полосах кожи, которые
подшивались в виде узорчатой каймы. Для этого на основе изделия делаются острым
ножом аккуратные надрезы, сквозь которые выпускается узкий ремешок контрастно
окрашенной кожи. В получившуюся петельку пропускается ремешок кожи, или жгут
подшейного волоса, образующий орнаментальный узор. Количество надрезов и
расстояние между ними зависит от выбора орнамента. Это могут быть чередующиеся
квадраты или прямоугольники разной длины. В многорядных продержках получается
шахматный узор от чередования светлых полосок кожи на темной основе или,
наоборот, коричневые или черные полоски на светлой коже. Продержки составляют сложный
орнамент, если ее звенья обматывают оленьим волосом. Укладывая их на основу
разными способами, можно получить разнообразные круги, овалы, арки, квадраты.
Материалом для продержек могут служить и жгуты из оленьего волоса или цветных
ниток. Такой узор из ремешков чукчи и коряки часто наносили на погребальные
колчаны.
Бисер
Народы Севера, особенно эвенки, эвены и долганы, обильно украшали одежду бисером.
Бисер нанизывали на сухожильную нитку, часто чередуя по цвету. Нитку с бисером
накладывали на кожу или ткань, затем закрепляли ее другой ниткой, делая по одному
стежку между парой бисеринок или через одну.
До прихода европейцев
народы Аляски и Сибири делали бусы из натурального материала: мягкого камня,
кости, зубов мамонта, раковин и янтаря. Бисер был не только важным элементом
декора, но и наделялся магическими свойствами. В XVII-XVIII
веках европейский бисер играл роль валюты и обменивался на меха. По данным
американского этнолога и антрополога Питера Фрэнсис
М.Л. непрозрачный голубой круглый бисер впервые
привезла на Север экспедиция Витуса Беринга в 1740
году56. Другие источники говорят о более раннем проникновении бисера
в Сибирь. Большим успехом пользовались голубые
стеклянные бусы, которые привозили на Таймыр русские купцы и полярные мореходы
в XVII веке. Так, в 1642
г. Федор Алексеев «пошел на Оленек, взяв с собою,
наравне с другими товарами, «тридцать фунтов одекую и
бисеру». Экспедиция Сильвестрова в 1651 г. везла четыре тысячи штук синего одекуя»57. Русские приобретали бисер в Венеции,
Богемии и Китае. В России фабрика по изготовлению бисера и стекляруса,
основанная М.В.Ломоносовым в Усть-Рудице под
Петербургом в 1752 году, просуществовала недолго, до 1766 года. В течение 500
лет Венеция была мировым лидером по производству бисера. В середине XIX
века венецианский бисер начал уступать свое место богемскому
и китайскому. Более вероятно, что в Якутию поступал трехцветный - белый, голубой и черный фарфоровый
бисер больше из Китая путем обмена с тунгусоязычными
племенами56.
Бисер делали несколькими методами. В Венеции стеклянные трубочки разрезали
на мелкие части, затем раскаливали их над жаром, чтобы сгладить
острые грани. Получались бисеринки с максимальным диаметром
до 5 мм.
Также отливали стекло в двучастных опоках и шлифовали шов. Наиболее
старым способом производства бисера, которым пользовались китайцы,
было обволакивание стекла вокруг проволоки или металлического
стержня, погружая стержень в горячее стекло в тигле. Такой бисер
имел крупные отверстия и неровные контуры56.
З.И. Иванова-Унарова. Традиционное
искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены,
юкагиры, долганы, чукчи, коряки). Якутск, Изд-во Якутского ун-та,
2005