Национальный костюм дунган Средней Азии и Казахстана
До Октябрьской революции одежда дунган, в особенности женщин, по покрою и материалу
была близка к одежде населения северных и северо-восточных районов Китая. Мужчины
носили платье смешанного типа, в котором сочетались элементы, близкие к китайским
и заимствованные из русской одежды, а также
одежды окружающего коренного населения; однако северокитайский элемент в одежде
преобладал.
Верхняя одежда мужчин состояла из распашной
куртки-полукафтана (гуазы), иногда с широкими рукавами, преимущественно
черного или синего цвета, и длинного халата. Под курткой мужчины носили широкие
рубахи (санзы
или да санзы).
В последнее время они не были распашными, их надевали через голову.
Узкие штаны (кузы)
у щиколотки перетягивали неширокими обмотками из той же ткани. На ногах носили
матерчатые носки и глубокие, длинные туфли, с темным строченым верхом из ткани
и картонной (во много рядов) обтянутой материей и прошитой подошвой, почти без
каблука. Дунганская обувь очень удобна, гигиенична, не натирает ног. Еще в конце XIX в. в сырую
погоду к туфлям привязывали типа японских гэта дощечки с выступами-шипами (нидизы — подошва для грязи). Носили
также мягкие сапоги без каблуков с галошами или русские сапоги.
Головными уборами служили меховые шапки, шляпы из
тонкого войлока, белые или серые, с черной каймой, а шэньсийцы
летом носили восточно-азиатские
соломенные шляпы с большими полями; под шляпы было принято надевать тюбетейки.
Мужчины прежде строго соблюдали мусульманский обычай брить голову. Снимая
шапку, они оставались в тюбетейке.
Имущие дунгане зимой носили меховые шубы, ватные или
подбитые легким мехом куртки; летнее платье богатых людей отличалось лучшим
качеством материала — оно было сшито чаще всего из шелковой ткани и имело
отделку (вышитые шелком халаты и т. п.).
Одежда женщин мало отличалась от мужской, только ее
шили из ткани более ярких цветов, кофты у них были несколько длиннее, чем у
мужчин, и их делали с запахом под правую руку. Женские парадные штаны, как
правило, имели иной покрой и были по низу украшены
широкими полосами черного шелка или сатина и узкими полосами лент. В тех
случаях, когда носили халат и штаны, обязательным элементом костюма была
безрукавка (җяҗязы).
Поверх штанов носили прежде ноговицы (току). Женские носки, тоже матерчатые, были
длиннее мужских (до икр). Штаны поверх носков на уровне икр повязывали
узорной лентой. Обувь носили матерчатую, часто богато расшитую шелками.
Дунганские девушки заплетали волосы в косы, женщины делали
красивые и пышные прически, завязывая волосы узлом на макушке и закладывая в
узел гребень. Молодые женщины украшали прическу цветами, серебряными
гребенками, шпильками и искусственными бабочками, к которым прикреплялись
колокольчики. Пожилые женщины и старухи покрывали голову платком. Своей
прической и обычаем ходить с непокрытой головой дунганские
женщины выделялись из массы женщин других народов Средней Азии и Казахстана. В
ушах дунганки носили серьги, на руках браслеты и
кольца; нагрудные украшения (хәбор и щүнху) были набивные шелковые или ювелирной
работы.
Одежда детей по форме часто повторяла одежду взрослых,
но ее шили из ткани красного цвета. Для самых маленьких детей теперь шьют комбинезончики
(рубашка вместе со штанишками) или штанишки, которые делают с откидным
клапаном, прикрывающим паховую часть.
Верхняя одежда пожилых дунганок шэньсийской группы по
типу ближе к маньчжурской. Она включала куртку (магуазы), штаны (кузы), от
икр до низа прикрытые носками и перевязанные лентами-обмотками.
Отдельные землячества дунган сохраняли свои типы
деталей одежды. Так, в сел. Ырдык
(Дидаоское землячество) носили длинную
гуазы, без воротника, с узкими обшлагами.
Особенно красочным был свадебный костюм. Костюм жениха был близок к народному
узбекскому, распространенному в Оше и Кара-Су, и к уйгурскому
и киргизскому — в большинстве остальных пунктов. В Каракунузе он походил на
казахский.
Костюм невесты, кроме шелкового халата, включал
нарядный воротник пыйҗян (пыйпыйза). Этот воротник представлял
собой пелерину с маленьким стоячим воротничком и идущими от него четырьмя-пятью
рядами украшений; два верхние слоя в форме листков
ивы, средний в виде ромбиков и нижний в форме стилизованного облака, так как
облако (йүн) у дунган символизирует
пожелание счастья и исполнения желаний. Весь воротник был богато расшит гладью
шелками. Вышивкой были украшены носки и обмотки-ленты, а также бока матерчатых
парадных туфель невесты. Нередко вышивка на туфлях состояла из сюжетных
композиций — иллюстраций к сказкам или аллегорических пожеланий счастья,
многодетности и удачи в делах.
Невеста должна была сама вышить и сшить свадебные
туфли, и по их узору судили о навыках невесты в вышивании. Бытовало несколько
своеобразных форм свадебных туфель. У одних из них многослойная белая жесткая
подошва из нескольких слоев картона, обшитых белой бязью, имела срез в передней
части от носка книзу на одну треть длины подошвы. Носок такой туфли украшался
вышитой гладью бабочкой, а кисточка усиков ее благодаря срезу подошвы красиво
свисала от носка. Особо интересен старинный тип туфель, близкий к маньчжурскому. Каблук этого типа туфель находился посредине
подошвы, занимая среднюю треть ее. Высота его (7—9 см) позволяла украшать туфлю
рядом кистей от носка до задника, но так, что кисти не касались земли.
В современной мужской одежде преобладает русский
костюм городского типа. Широко распространено готовое верхнее платье. Носят
нередко и национальные киргизские, казахские, узбекские костюмы. Прежняя
национальная одежда в большей мере сохранилась у женщин среднего возраста и
старух. Однако и они теперь носят белье, а вместо матерчатых носков —
трикотажные, старинные туфли вытеснены современной обувью.
Девушки предпочитают носить городской костюм. Одежда
городского типа характерна также для детей, особенно школьников.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963