Национальная курдская одежда за годы Советской власти
подверглась большим изменениям.
Мужской курдский костюм в настоящее время совершенно
не отличается от туркменского костюма городского типа. Многие курды носят на
голове туркменскую тюбетейку (тахъя) и барашковую
высокую шапку (телъпек).
В прошлом мужская одежда состояла из длинной,
спускавшейся ниже бедер, туникообразной рубахи (крос), с небольшими разрезами по бокам, и нешироких
штанов (дарпа) длиной до щиколотки, по покрою
схожих с туркменскими. Круглый ворот рубахи с разрезом на левой стороне груди
обшивался черной тесьмой. Иногда рубаха имела невысокий стоячий воротник. И
рубаха и штаны могли быть сшиты из ткани любого цвета, однако пожилые мужчины
предпочитали носить штаны зеленого или темно-зеленого цвета. Поверх рубахи
надевали халат (дон). Наилучшими считались полосатые халаты из шерсти,
привозимой из Ширвана или Кучана (доне фостуни), или хивинские
халаты из полосатого лощеного шелка (доне хиве). И
те и другие халаты делались на подкладке и простегивались. Рубахи и халаты
подпоясывали длинными поясами (пышт) из ткани
или из козьего пуха (пыште тифтк);
пуховые пояса у курдов назывались туркменскими (пыште
тырмони), несмотря на то, что среди туркмен они
не были распространены.
Во время работы курды повязывали голову небольшими
квадратными платками из миткаля или ситца. В таких же платках они ходили и
дома. При выходе из дома мужчины средних лет надевали войлочные или суконные
шапки (куме куловаги), суживающиеся кверху и
зачастую вышитые курдским узором. Старики носили невысокие барашковые шапки (куме
кыррыхт) из шкурок только что родившихся ягнят, а
молодежь предпочитала барашковые шапки (шыпырма), подобные
тем, которые носили прикаспийские туркмены.
Женская национальная одежда сохраняется в сельских местностях,
а частично и в городах до настоящего времени.
Комплекс национальной женской одежды
составляют рубаха (крос, койнех),
широкие штаны (шылъваре бинэ,
кодаи шылъвар), носимые
в качестве нательной одежды, юбка (шылъваре сар, чит шылъвар),
короткая кофта (кулла, кулладжа),
шапочка (кум, культа), носимая под платком, различные головные
платки — из марли или кисеи (кавн), шелковый (чаршав), шерстяной (шал), носки или чулки и фабричная
обувь.
Крос, койнех — свободная рубаха туникообразного покроя с длинными рукавами и небольшой
вставкой на груди, с круглым вырезом вокруг шеи (а иногда и небольшим стоячим
воротничком) и разрезом спереди до середины груди. Курдянки носят рубахи длиной
до бедер, а женщины из группы тюрк — несколько
длиннее. На бедрах рубаха имеет небольшие разрезы. Ворот и разрез на груди
вышиты туркменским орнаментом. Рубахи шьют из тканей различного цвета. В
настоящее время широко распространились рубахи из туркменского кустарного шелка
красного цвета (гырмызы кетени). Рубахи
из этого материала вследствие его незначительной ширины шьют без вставки на
груди и более узкими, чем рубахи из тканей фабричного производства.
Шильваре бинэ — очень широкие штаны,
производящие впечатление юбки благодаря тому, что шьются из 8—10 м бязи или
ситца. В талии шильваре бинэ
собраны в густую сборку и спускаются до щиколотки свободными складками. Шьют их
из ткани синего или зеленого цвета. На расстоянии 6—7 см от нижнего края штанов
нашивают узенькую белую ленту или тесьму (мыдохил).
Шильваре сар — широкая, собранная в
талии в сборку юбка, надеваемая обычно поверх штанов. Чаще всего юбку шьют из
светлых хлопчатобумажных тканей с цветочным орнаментом, иногда из подкладочного
шелка. Как и на шильваре бинэ,
по подолу юбки на некотором расстоянии от края нашивают тесьму. Длина юбки, как
и штанов, приблизительно до щиколоток.
Пожилые женщины из группы тюрк
вместо шильваре бинэ и шильваре сар носили широкие штаны
на подкладке (потча, балах), простеганные
через 15—20 см продольными стежками. Потча шили из
трех кусков ткани разного цвета. Верхняя полоса, скрытая под рубахой, могла
быть любого цвета, зато средняя должна была быть обязательно красной, а нижняя
— черной. Куски черной и красной ткани (шелка или сатина) разделяли тесьмой мыдохил. Нижний край штанов обшивали черной шерстяной
тесьмой, называемой также мыдохил. В настоящее время потча встречается довольно редко, чаще тюркские женщины
носят шильваре бинэ без
верхней юбки, надевая последнюю в праздники и когда
отправляются в гости.
Кулла, кулладжа — чуть суживающаяся
в талии короткая верхняя кофта с длинными рукавами, из-под которой выглядывает
рубаха. Ее шьют на
подкладке. Материалом для кофты служит
яркий однотонный плюш или бархат. По бокам, как на рубахе, кофта имеет разрезы.
Ворот, полы и манжеты обшивают шелковым шнуром или тесьмой. В старину на полы
кофты нашивали монеты.
На голову курдские женщины набрасывают большой платок,
сложенный треугольником. Чаще всего концы платка спускаются свободно на грудь,
а в холодное время перекидываются на спину и завязываются узлом на шее. Лишь
очень немногие женщины продолжают придерживаться старинного способа ношения
платка. Концы платка они перекрещивают под подбородком и, закрывая ими рот,
завязывают их на темени. Головные платки бывают нескольких видов. Наиболее
распространен белый марлевый платок (кавн), которым
покрывают голову и девушки и женщины.
Прежде широко бытовала девичья и женская шапочка
(кум), из атласа или местного шелка, которую носили
под платком. Кум надевали на голову так, чтобы лоб оставался открытым; на него
свешивались монеты, пришитые к краям шапочки. Шапочку, украшенную монетами (куме
ва карон), носили девушки и молодые замужние женщины (до
рождения второго или третьего ребенка). У женщин старшего возраста шапочка была
без украшений. В настоящее время кум сохраняется как обязательная часть
головного убора у пожилых женщин.
Часть женщин, особенно из живущих в соседстве с туркменами или в городах и
районных центрах, отказалась от ношения традиционного курдского костюма и стала
носить национальный туркменский костюм или
одеваться по-городскому. Иногда курдский костюм носят в сочетании с элементами
туркменского костюма и купленными в магазине пальто и жакетами.
Старухи носят одежду темных тонов, в одежде молодых
женщин преобладают красный и розовый цвета.
Прежде курдская девочка надевала описанную выше
национальную одежду в 10—12 лет, а до этого ходила в длинной туникообразной рубахе. Теперь девочек одевают в платья из
пестрых тканей — штапеля, сатина и т. п. Платья шьют с отрезным в талии лифом и
чуть-чуть присборенной юбкой до колен, с длинными
рукавами, круглым воротничком и небольшим разрезом спереди,
застегивающимся на одну пуговицу.
Обувь у женщин исключительно покупная, фабричного
производства. Ее надевают либо на босу ногу, либо на трикотажные чулки. Зимой
носят среднеазиатские галоши, надетые на вязаные носки — белые или с
разноцветными узорами.
Обязательным дополнением к национальной одежде женщин
служат покупные украшения: бусы,
серьги, кольца.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963