Туркменский национальный костюм по комплексу, покрою
основных элементов и названиям близок к старому национальному костюму других
народов Средней Азии — узбеков, каракалпаков, казахов и таджиков. Это
свидетельствует не только об общности их исторического и культурного развития,
но и о наличии общих элементов в их этногенезе. Вместе с тем туркмены сквозь
века пронесли много совершенно своеобразных, им одним
свойственных особенностей быта и костюма.
Туркменский народный костюм представляет богатый
материал для исследователя, занимающегося вопросами этногенеза. В костюме
отдельных этнографических групп, образовавшихся из разобщенных в прошлом
племен, до сих пор еще сохраняются различия, особенно заметные в женском
костюме и головном уборе.
Помимо племенных особенностей, традиция которых
восходит к далекому прошлому, многие черты в костюме отдельных групп обязаны
своим происхождением связям туркмен с их непосредственными соседями. Так,
костюм приморских туркмен имеет некоторые общие черты с костюмом народов Кавказа,
а в его отдельных элементах прослеживаются связи с одеждой народов Ирана. В
костюме хивинских туркмен встречаются формы, характерные также для узбеков и
казахов, живущих с ними по соседству. Амударьинские туркмены и отчасти туркмены-сарыки Пенде и Иолотани имеют в костюме общие элементы с населением
Бухарского оазиса, с которым они тесно соприкасались длительное время.
Современный городской национальный костюм развивается по пути стирания
племенных различий и сближения с городским костюмом других национальностей
Советского Союза, а поэтому, естественно, отличается от старого национального
костюма. Прежде всего это различие обусловлено ростом потребления
фабричных тканей, которые в мужской одежде почти полностью заменили кустарные.
Меняется покрой одежды, иногда и ее цвет. Фабричная обувь почти полностью
вытеснила национальную.
Несмотря на это, туркмен можно сразу отличить по
костюму от представителей других среднеазиатских народов.
Мужской национальный костюм состоит
из рубахи, иногда сохраняющей старый покрой, а иногда сшитой по образцу
городской, и штанов на вздержке, более или менее суживающихся книзу. Особый колорит национальному мужскому костюму придают
шелковый красный в полоску халат и большая шапка из бараньей шкуры с длинной
волнистой шерстью, надеваемая поверх тюбетейки. На ногах — фабричные ботинки
или среднеазиатского фасона галоши с цветными шерстяными носками.
В настоящее время почти повсеместно обязательной
частью мужского костюма стал городской пиджак. В целом современный национальный
костюм характеризуется сочетанием городских, фабричных предметов одежды и
старых национальных. Соотношение отдельных элементов меняется в зависимости от
возраста. Наиболее близок к старому по покрою и цвету костюм стариков. Туркменская
сельская интеллигенция, сельская молодежь со средним образованием и жители
городов, как правило, носят городской костюм.
Со времени Отечественной войны в Туркмении среди
сельского населения довольно широкое распространение получил костюм военного
покроя, состоящий из кителя, брюк галифе и сапог. Шьются такие костюмы обычно
из вельвета или бархата темно-зеленого, синего или коричневого цвета. В
качестве выходного и праздничного костюма его носят не только люди среднего
возраста, побывавшие на фронте, но и молодежь.
Национальные рубахи туркмен — көйнек — имеют туникообразный покрой: спину и грудь рубахи кроят из одного
полотнища, в котором посредине делают разрез для головы. Рукава пришивают к
основному полотнищу под прямым углом, ширина их уменьшается от плеча к
запястью. Необходимой деталью и рубахи и халата являются ластовицы — бегейик, большей
частью треугольной формы.
За последнее столетие рубахи претерпели значительные
изменения в покрое их отдельных частей и цвете. В XIX в. рубахи шили
главным образом из белой хлопчатобумажной маты. Они
были без воротника, с разрезом на правом или, чаще, на обоих плечах. Разрез
обшивали красной или черной тесьмой и на плечах завязывали шнурками. С правой
стороны прорезали карман, который также обшивали тесьмой. Старики носили рубахи
до колен, молодые несколько короче. Рубаху надевали поверх штанов и обычно не
подпоясывали. С начала XX в. у туркмен (кроме стариков)
получила распространение мужская рубаха с вертикальным разрезом на правой
стороне груди. В это же время состоятельные молодые мужчины среди южных туркмен
стали носить рубахи из красного шелка, с богатой, изящной и очень тонкой
вышивкой вокруг ворота и на манжетах. Вышитые рубахи получили особенно широкое
распространение у прикаспийских туркмен. Однако здесь вышивка делалась на
манишке, которая затем надевалась на рубаху, а на рукава надевали узкие, богато
вышитые манжеты (голбаг). Для предохранения
рубахи от быстрого загрязнения и изнашивания в верхней части, непосредственно
прилегающей к телу, пришивали подоплеку (ягырын ишлик) из более старого материала.
Современные рубахи национального покроя имеют
невысокий стоячий воротник и разрез на правой стороне груди, застегивающийся на
пуговицы. Повседневные рубахи шьют из черного, серого или темно-синего сатина.
Старики продолжают носить белые рубахи со старинным покроем ворота, а иногда и
с подоплекой. В северных районах пожилые мужчины поверх рубах носят теплую стеганную куртку (күрте, күртекче) с завязками на
плечах; в прежнее время у текинцев курте считалась
частью одежды духовенства. В праздники мужчины среднего возраста и молодежь
надевают рубахи различного цвета, скроенные по городскому образцу, а чаще всего
фабричного производства, купленные в магазинах.
Туркменские штаны — балак
принадлежат к типу штанов с широким шагом. Полотнища штанин кроят из целого
куска; штанины, узкие у щиколотки, расширяются кверху за счет клиньев, пришитых
к основному полотнищу. Между штанинами вшивается ромбовидная вставка. Штаны
носят на завязке. В широкий рубец на поясе продевают тесьму или шнур. В XIX в.
мужские штаны шили из нескольких полотнищ; они были настолько широкими, что при
езде верхом свисали по бокам лошади почти до земли. У большинства туркменских
племен мужчины носили белые штаны, только молодежь ходила в штанах из цветной
ткани, зеленой или синей. Зимой при выходе из дома
поверх них надевали җалбар — более теплые штаны из темной ткани, но такого же покроя как балак.
В настоящее время штаны национального покроя носят
обычно старики как часть рабочего костюма; в юго-восточных районах Туркмении у туркмен-сарыков, где значительная часть сельского мужского
населения еще носит штаны национального покроя, их украшают у щиколотки вышитой
цветными нитками белой узенькой полоской (7—8 см), выпущенной из-под нижнего
края.
Мужские халаты — дон,
чапай, чәкмен — одинакового покроя по всей Туркмении,
разнообразны по цвету, названию, виду и качеству ткани и назначению. В старину
халаты были длинными и широкими, с большим запахом, что достигалось вставкой
клиньев с боков и спереди вдоль разреза. Рукава, довольно узкие по всей длине,
спускались значительно ниже концов пальцев, поэтому их приходилось собирать на
руке в складки1. Воротник, сзади невысокий
стоячий, переходил спереди в шалеобразный; на груди
халат завязывался тесемками или застегивался на пуговицу.
Сбоку был прорезной карман, а внизу по бокам —
разрезы. Полы халата, воротник, края боковых разрезов и кармана обшивали
цветной тесьмой. Вокруг кармана и в верхней части боковых разрезов в виде
украшения шла узкая полоска вышивки. Халаты шили на подкладке
из хлопчатобумажной домотканной набивной маты,
позднее из фабричного ситца.
С конца XIX в. халаты постепенно стали делать короче и уже,
укоротились и рукава.
Современные халаты в общем
сохраняют прежний покрой, но их шьют обычно до колен или несколько длиннее.
Рукава по-прежнему делают узкими, но значительно короче, они едва закрывают
кисти рук. Широко распространены в качестве повседневных
халаты дон из бумажной черной или серой ткани — сатина, иногда плюша или
вельвета на подкладке из ситца или другой тонкой ткани. Для зимы их шьют стеганными на вате.
Из халатов старого покроя в настоящее время наиболее
часто встречаются хывалы дон — халаты
из ткани темных тонов, в узкую полоску, стеганные на вате. Раньше такие халаты
шили из лощеной полосатой кустарной ткани — хыва
мата, которую вырабатывали узбеки в городах Хивинского ханства.
Туркмены-эрсаринцы носят гладкие серо-лиловые халаты; по средней Аму-Дарье распространены бухарские халаты из фабричной, а
иногда кустарной ткани с крупными цветами по светлому фону. Повседневный летний
халат без подкладки — ектай, распространенный
во многих районах Туркмении, шьют из легкой, одноцветной, иногда очень светлой
ткани. Как и большинство современных халатов, его делают нешироким и недлинным.
1 Черта —
общая для старинных халатов всех народов Средней Азии. Г. А. Пугаченкова прослеживает ее по миниатюрам до XV—XVI вв. См. ее
работу «К истории костюма Средней Азии и Ирана XV — первой
половины XVI в. по данным миниатюр» (Труды Среднеазиатского
государственного университета, н. с, вып. XXXI. Ташкент, 1956, стр. 87).
В большинстве районов Туркмении, особенно в ее южной и восточной частях, а также
в городах широко бытует до сих пор гырмызы
дон — праздничный халат из красного кустарного шелка в узкую черную и белую
полоску. Его шьют на подкладке и
простегивают по длине. В настоящее время такой халат вместе с высокой шапкой
является неотъемлемой частью туркменского национального костюма. Таким же
сугубо национальным считается чэкмень — халат из
верблюжьей шерсти. У скотоводов в прошлом этот халат светло-коричневого цвета
(естественный цвет верблюжьей шерсти) был единственной верхней одеждой, которую
носили ежедневно круглый год. Более зажиточные шили праздничные тонкие халаты с
голубоватым оттенком ак чәкмен, ткань для которых
приготовляли из шерсти верблюжонка, пропуская в основу шелковую нитку. У богатых были также халаты
из тонкого дорогого сукна (мавут) и бархата.
В прежнее время, когда ватные халаты у большинства
населения служили также верхней зимней одеждой, в холодное время года носили по
два халата, подпоясывая нижний. Пожилые люди, особенно
богатые, даже летом, направляясь в гости, надевали два-три халата. До сих пор в
аулах зимней дорожной одеждой мужчин служат широкие тулупы из дубленой овчины — ичмек, постун. В
одних районах их отделывают по краям узким кантом из черного каракуля, в других
— полоской красной шелковой ткани. На спине между лопатками нашивают
треугольник из такой же ткани. Тулуп для повседневной носки шьют из овчины, а
праздничный — силкме ичмек
из шкурок шестимесячных ягнят.
В настоящее время наряду со старинными формами зимней
одежды широко распространились среди городского и сельского населения палтун
— пальто фабричного производства. Рабочей одеждой служат стеганые куртки,
которые называют куфайка.
Наряду с халатами в последнее время у туркмен Ташаузской и Чарджоуской областей получила некоторое
распространение верхняя одежда в талию с отложным воротником и со вшивными рукавами, спереди застегивающаяся на пуговицы.
Такая одежда называется кемзор, ее шьют
из хлопчатобумажной гладкой ткани или вельвета.
У прибрежных йомутов в прошлом широко бытовала верхняя одежда күрт бичим (курдский покрой), похожая на бешмет. Сами
туркмены считали ее заимствованной из Ирана. Длиной до колен, она имела широкий
рукав с продольным разрезом до локтя, а по бокам, на бедрах — широкие сборы,
придававшие пышность фигуре. Грудь оставалась открытой
а застежка — пуговица с петлей — пришивалась на талии. Богатые шили курт бичим из ткани тирме, привозимой из Ирана или Индии. Теперь курт бичим описанного покроя
вышел из употребления; однако на побережье встречается верхняя одежда под таким
же названием, представляющая собой нечто среднее между халатом и кемзором со вшивными рукавами.
Обычно халаты носят нараспашку или завязывают
тесемками, пришитыми на груди у края воротника. Подпоясывают их во время работы
для удобства или в холодную погоду для сохранения тепла. Кушаками — гушак — служат специальные длинные узкие
полоски ткани, которые можно обернуть вокруг талии несколько раз, или сложенные
с угла на угол квадратные платки, завязываемые так, чтобы углы платка
находились справа сзади. В прежнее время концы кушаков обоих типов отделывали
бахромой, а иногда вышивали. Особенно красивый, тщательно вышитый кушак должна
была приготовить невеста жениху.
В особо торжественных случаях (а в XIX в. и во время военных походов) богатые надевали кожаные пояса—кемер, украшенные серебром.
Мужская обувь довольно разнообразна. Широко вошли в
обиход и стали повседневной обувью городского и сельского населения ботинки
фабричного производства. Зимой и летом многие мужчины носят сапоги. Летом
широко распространенной обувью являются чувяки кавказского образца, носимые на
босу ногу. Национальная обувь сохраняется в качестве рабочей.
Это — чокай чарык, а также чепек елкен.
Чокай — это обувь из телячьей кожи, выделанной в виде
замши, с острым, загибающимся кверху носком. У марыйских туркмен чокай шьют из темно-красной кожи с черным наведенным
рисунком. Чарыки делают из целого куска сыромятной
кожи, который собирают сборками на ремешок; по типу они напоминают русские
поршни. Эту обувь носят с шерстяными белыми портянками— долак. И чокай
и чарык хорошо предохраняют ноги от сырости.
Чепек — обувь пастухов; это своего рода сандалии в виде
кожаной подошвы, укрепляемой на ноге шерстяным шнурком, пропущенным между
большим и следующим за ним пальцами ноги и соединенного у щиколотки с такими же
шнурками, прикрепленными по обеим сторонам в средней части чепека.
До революции богатые имели белые сапоги — әдик — на
тонком высоком каблуке, служившие для
верховой езды; духовенство и
пожилые люди носили сафьяновые меси
— мягкие сапожки без каблуков, на которые надевали
кожаные, а позднее резиновые
остроносые галоши — көвүш среднеазиатского
фасона. Ковуши многие носят и теперь, надевая их
непосредственно на шерстяной или бумажный носок. Головные
уборы мужчин весьма характерны и сохраняют еще в какой-то степени племенную
специфику. Обязательным головным убором сельского населения и части городского
является вышитая тюбетейка — тахя и
надеваемая поверх нее большая
баранья шапка — телпек. Тельпек
представляет собой высокую, слегка расширяющуюся кверху шапку из черной или
коричневой шкурки с длинными мягкими завитками. Большинство туркмен носит тельпек из шкурок молодых барашков, привозимых из северной Туркмении. В южной Туркмении молодые
люди шьют шапки из шкурки белого цвета.
Наиболее сохранил свою форму тельпек,
носимый в южной Туркмении, хотя и здесь он за последнее столетие претерпел
немалые изменения. До присоединения к России туркмены носили тельпек конической формы и сравнительно небольших размеров 2. Со временем тельпек постепенно увеличивался в высоту и терял коническую
форму. Современных размеров он достиг к 20-м годам нашего века.
Рабочая шапка — чөвүрме
— северных йомутов
и других групп туркмен имеет много общего с каракалпакской шапкой. В противоположность текинской, это очень широкая, низкая шапка из
черной овчины с длинными, крутыми и пушистыми завитками.
2 По форме
и размерам тельпек
того времени имел много
общего со средневековым кулохом,
который позднее сохранялся у дервишей.
У туркмен-сарыков и эрсари некоторые старики до сих пор сохранили головной
убор, заимствованный из Бухары в XIX в. Это белая чалма — селле,
навертываемая поверх тюбетейки.
Раньше такую чалму синего цвета или пеструю носили молодые люди; белая чалма
была распространена и у других туркменских племен, но в ней ходили лишь
духовные лица или наиболее религиозные старики.
Зимой аму-дарьинские
туркмены носят круглые небольшие шапки сферической формы — силкме
телпек из серого или светло-коричневого каракуля,
а иногда из бархата, отороченные узкой полоской каракуля другого цвета или
пушистого меха выдры по нижнему краю и подбитые изнутри бараньим мехом,
выступающим из-под околыша. У туркмен эрсари и сарыков большие шапки общетуркменского
типа — тельпек теперь уже встречаются редко.
С 20-х годов текущего столетия у туркмен появилась
шапка, несколько отличающаяся от традиционного
туркменского тельпека. Околыш такой шапки шьют по
типу кавказской кубанки из черного, серого или коричневого каракуля (лучшие тельпек этого типа шьют из шкурок новорожденных
каракульских ягнят). Верх делают из цветного бархата или сукна и разделяют
черным шнурком крест-накрест на четыре равные части. Эта шапка завезена с
Кавказа йомутами, о ней туркмены обычно говорят: телпек лезги пормасы — тельпек лезгинской
формы.
В городах, а также среди части сельской интеллигенции
получила распространение кепка. Те, кто ходят в кепке, обычно не носят
тюбетейку и отпускают шевелюру, которая несовместима с ношением традиционного
национального головного убора. В северных районах Туркмении и кое-где в городах
зимой теперь носят шапки-ушанки. Многие туркмены и сейчас наголо бреют голову;
мужчины зрелого возраста и старики носят бороду и усы. По традиции бороду
оставляют в виде узенькой полосы, идущей от ушей к нижней части подбородка,
остальную растительность со щек и подбородка тщательно удаляют щипчиками. Усы
полоской проходят над верхней губой и спускаются по обеим сторонам рта. Однако
в настоящее время традиционная прическа сохраняется главным образом в сельских
местностях. В городах мужчины, как правило, бреют бороду и усы и оставляют
волосы на голове.
Женские костюмы различных групп туркмен, в прошлом
отличавшиеся большим своеобразием, сближают
между собой общность основных элементов одежды и стойкое сохранение традиционных красных тонов 3 а также общая для всех туркменок
манера носить их.
Более или менее высокий головной
убор, задрапированный шелковой или шерстяной шалью малиново-красных тонов, с
накинутым поверх нее халатом, длинная красная рубаха-платье с виднеющейся
из-под нее узкой полоской вышитых штанов, поверх платья в холодное время года
халат, туфли на ногах и большое количество серебряных украшений самых различных
видов, фасонов и назначения — таков в общих чертах традиционный костюм
туркменки.
3 Женщины из племени салыров в прошлом носили платья синего цвета (А. Фелькерзам.
Старинные ковры Средней Азии. «Старые годы», 1914, стр.
101—102).
Молодая женщина
в национальном костюме. Туркмены-йомуты,
начало XX в.
Этот костюм сохраняется главным образом в сельских
местностях, однако и здесь он претерпел изменения. Больше старых, традиционных
черт сохраняют женские костюмы в районах, находящихся далеко от городских
центров и менее связанных с ними экономически. Племенные особенности в женском
костюме там до сих пор прослеживаются четко. Платье туркменок көйнек
представляет собой свободную рубаху, по докрою
аналогичную мужской. Его шьют длиной до щиколотки, с прямыми длинными рукавами.
Спереди посредине платье имеет разрез, доходящий до середины груди. Вокруг шеи
— маленький (2—3 см высотой) стоячий воротничок. По краям разреза на груди, а
также на рукавах — более или менее широкая вышивка. Подобно
мужской рубахе платья делают с подоплекой.
Их шьют из специального кустарного шелка или полушелковых тканей, реже из
одноцветного красного сатина. Вообще туркменки носят одноцветные платья
коричнево-красных тонов, реже зеленых и лилово-синих. Лишь на туркменках,
живущих в приморских районах, да у женщин восточных, пограничных с Узбекистаном
районов можно встретить платья из пестрых тканей. Туркменки-сарычки
и эрсари шьют платья очень широкие в плечах и в
подоле, что придает фигуре характерный вид.
Непременной частью женского национального костюма
являются длинные, по щиколотку, штаны — балак,
покрой которых аналогичен мужским, но с более резким
сужением к щиколотке. Нижняя часть штанов — балак йүзи —делается из шелковой или шерстяной ткани на подкладке,
простегивается по длине и обязательно вышивается по нижнему краю, который
выступает из-под платья на 5—6 см. У туркменок Прикопетдагских
районов и Ташаузской области вышивка на штанах
скромная, узкая; в юго-западных районах — наоборот, очень яркая и широкая.
Многие женщины, живущие в городах, сохранив национальное платье, перестали
носить балак,
заменив их бельем.
Женская верхняя одежда, которую носят и летом и зимой,
в настоящее время встречается двух видов — чабыт
кемзор. Чабыт
и его разновидности (наиболее древняя форма верхней одежды) — халат с длинными,
сужающимися к запястью рукавами. Кемзор — верхняя
одежда в талию со вшивными прямыми рукавами, небольшим
воротником и отворотами на груди. Он появился у туркменок
окраинных районов (юго-западные районы республики, Ташаузская
и Чарджоуская области) в последние 50 лет под влиянием соседей — казахов,
каракалпаков и узбеков, в свою очередь заимствовавших его у татар.
Туркменки Ташаузской области обычно шьют кемзор без воротника, а грудь и полы украшают машинной
вышивкой белыми нитками. Здесь он является и повседневной и праздничной
одеждой, в зависимости от качества ткани. Очень нарядны
плюшевые кемзоры, которые обычно носят по праздникам.
Чабыт — выходной праздничный халат из шелка или бархата.
Раньше зажиточные женщины шили его из тонкого дорогого сукна красного или
зеленого цвета. В южной Туркмении для чабыта до сих
пор изготовляется специальная шелковая красная ткань с черными и белыми
полосами — чепбетөв.
Ворот чабыта обшивают серебряными бляхами и
другими серебряными украшениями, а иногда вышивают; вышивкой покрывают также
полы, края боковых разрезов и концы рукавов. У туркмен-йомутов
западных районов чабыт шьют с короткими рукавами, до
локтя, и с более длинными, чем в других районах Туркмении, боковыми разрезами,
доходящими до талии; края их украшают серебром. Чабытом
здесь называется только одежда из красного шелка; аналогичная по покрою верхняя женская одежда из плюша, вельвета и различных
хлопчатобумажных тканей называется голтурмак
зенана гейим.
Аналогичен чабыту по покрою
и другой женский халат — дон, күрте, распространенный как в
южной, так и в северной Туркмении. В южной Туркмении курте
украшают вышивкой на полах, вороте и обшлагах. Для этого халата используют
менее дорогие, чем для чабыта, ткани; он является
повседневной верхней одеждой женщины. Курте иногда
накидывали на голову при выходе из дома. В последние
десятилетия у туркмен-текинцев произошла эволюция этого вида верхней одежды: из
наплечного рабочего халата он превратился в халат-накидку, набрасываемую на
голову при выходе из дома, выезде в город или в другое селение. До
революции богатые женщины носили также ватные халаты — хывалы
дон, сшитые из тех же тканей, что и мужские.
Все халаты — летние, праздничные и теплые — шьют на
подкладке и простегивают по длине.
Ташаузские туркменки носят также длинные, до колен безрукавки,
сшитые в талию, из плюша или хлопчатобумажной ткани разных цветов. Называются
они еңсиз кемзор голмак. В западной части Кара-Калинского
района и в западной Туркмении распространена короткая жилетка — җилитке, гурсакча — с глухой застежкой на груди. По словам
местных жителей, этот вид одежды пришел к ним из Ирана4.
Наряду с верхней национальной одеждой в городах и
сельских местностях в качестве зимней одежды встречается фабричное пальто. Ичмек — овчинная шуба — сохраняется лишь в
качестве рабочей одежды, а также на случай дальних поездок.
До сих пор еще женщины сельских местностей носят
разнообразные и характерные для каждого племени головные уборы.
4 В Иране
женщины-персиянки носят безрукавку «джалетке» (см.«Народы Передней Азии», М., 1957, стр. 198).
У текинских и сарыкских
женщин в недавнем прошлом бытовал своеобразный головной убор — бөрик.
5 Это высокая шапка довольно разнообразных форм: в Ахале
носили цилиндрические борики,
в Мерве — расширяющиеся кверху с плоской верхушкой; у
сарыков борик напоминал
гриб — он сильно расширялся кверху и имел овальный сферический верх. Основу борика составлял твердый каркас, который изготовлялся из
разнообразных материалов (крашеного холста, бумаги, сшивался из тонкого
соломенного жгута, толстых бумажных шнуров и т.п.). Каркас драпировали платками
и шелковыми повязками, преимущественно красного цвета. Так, борик
в Ахалтекинском оазисе покрывали нарядным большим платком — гыйңач — из красного домотканного шелка с большой тканой каймой и бахромой. В Мерве нередко применяли для этого шелковые шарфы. Для
драпировки каркасов пользовались и бумажными ситцевыми платками. Один конец
платка свисал на спину, другой, называемый яшмак,
проходил свободно под подбородком и прикреплялся с левой стороны головного
убора. При встрече с мужчиной женщина, придерживая яшмак
зубами, прикрывала им нижнюю часть лица. Очень своеобразно
драпировался борик у сарыков;
он весь затягивался цветной тканью и спереди украшался серебром. Нижняя часть борика у самой головы обертывалась несколько раз в виде
чалмы жгутом из длинной шали или платка.
Туркменская интеллигенция в 1930-х годах повела
успешную пропаганду против ношения борика. Этот
тяжелый головной убор со множеством серебряных
украшений туркменка не снимала даже на ночь, что вредно отражалось на ее
здоровье, служило причиной частых серьезных заболеваний спинного мозга. В
настоящее время борик превратился в очень невысокий
головной убор — комсомол бөрик,
но еще встречаются и высокие старинные борики со всеми присущими им украшениями.
У туркмен-эрсари несколько
вариантов головных уборов. В некоторых аулах носят борики
наподобие марыйских, в других головной убор женщин — богмач — напоминает
русский кокошник, затянутый цветным платком.
Современный головной убор туркменок-йомуток
Ташаузской области —
оромак имеет совершенно иной вид. Невысокая налобная повязка—алын-даңы — из
хлопчатобумажного платка, сложенного по диагонали в несколько слоев, иногда с
подложенной в него для твердости бумагой, укрепляется поверх нижнего платка,
покрывающего волосы. Алынданы завязывают на затылке
узлом, концы его спускаются на спину. Один конец нижнего платка, проходя
спереди под подбородком, образует яшмак, другой,
обычно свисающий сзади, набрасывается на голову при выходе из дома. В холодное
время года, а в торжественных случаях даже летом поверх этих платков накидывается еще один большой шелковый или шерстяной
платок.
5 Головной убор, напоминающий по форме борик, можно разглядеть на парфянских статуэтках из Нисы (III—I вв.
до н. э.) (Г. А. Пугаченкова, Л. Я. Елькович. Очерки по истории искусства
Туркменистана. Ашхабад, 1956,
стр. 30).
Такой головной убор носят не только йомутки, но и женщины других этнографических групп, живущих
по соседству с ними: карадашлы, чоудоры,
ата Дарган-Атипского района
и гоклены Ташаузской
области.
Алынданы западных туркмен имеет две разновидности. У женщин
группы джафарбай это невысокий, сшитый из красного
хлопчатобумажного платка обруч, в который для твердости подложено несколько
слоев газеты. Алынданы у женщин группы ата-бай, как и у ташаузских
туркменок, состоит из сложенного по диагонали платка с той разницей, что атабаевки завязывают платок узлом на лбу, а концы его
красиво закладывают сверху за платок. Поверх алынданы
накидывается чаргат — большой тонкий
шерстяной платок фабричного производства или клетчатый из тяжелого шелка
кустарного производства.
Старинный йомутский головной
убор — хасаба — значительно отличался от современного и был близок по внешнему виду к текинскому и
сарыкскому. Он имел форму высокого, несколько
сплюснутого сзади и спереди усеченного конуса, расширяющегося кверху. Каркас из
мешковины или сплетенных веревок обтягивался красным шелковым платком и
украшался большим количеством серебряных бляшек и подвесок. В
начале XX в. хасаву носили как
праздничный и выходной убор лишь молодухи до появления первых детей, раньше же,
в середине XIX в., хасава, как и текинско-сарыкский борик, была
повседневным головным убором зажиточных
женщин.
Весьма своеобразен старинный головной убор чоудорских
женщин. Летом это платок, накинутый на тюбетейку, а зимой красивая суконная,
богато вышитая шапка — топбы шепке, на войлочной подкладке, отороченная
мехом. Поверх шапки набрасывался большой теплый платок. Старинные чоудорские головные уборы теперь уже не бытуют, они лишь
кое-где сохраняются у женщин старшего поколения в качестве семейных реликвий.
Жительницы городов и сельская интеллигенция почти
повсеместно отказались от ношения традиционного головного убора. Его заменил
большой цветной шелковый или тонкий шерстяной платок, накинутый на голову
треугольником (под ним обычно повязывается небольшой шелковый или
хлопчатобумажный платок).
Девичьим головным убором служит небольшая вышитая
шапочка — тахя — с серебряным куполом
на макушке, обильно украшенная серебряными монетами.
Еще в недавнем прошлом были широко распространены
специальные халаты-накидки, набрасываемые на головные уборы женщин при выходе
из дома. В связи со своим назначением они утеряли ряд деталей, характерных для
халатов. Рукава их превратились в декоративную деталь; сильно суживаясь книзу,
они соединяются на спине узкой полоской ткани с бахромой. Халаты-накидки
являются неотъемлемой частью старинных головных уборов; поэтому там, где перестали
носить старинные головные уборы, исчезли и халаты-накидки. Так, вышел из
употребления йомутский пүренҗек, который носили
поверх хасавы6. Шили пуренжек из тонкого
зеленого или красного шелка; в отличие от других халатов-накидок он не имел
подкладки, его не вышивали, а украшали тонкими серебряными пластинками. В южной
Туркмении халат-накидку носят женщины, продолжающие ходить в борике. До сих пор бытует чырпы
— праздничный выходной сплошь расшитый халат-накидка на подкладке, обычно
из желтого, зеленого или белого шелка. Туркменки-нохурли
носят халат-накидку, называемую елек
и отличающуюся обилием серебряных украшений по краю. Как было сказано выше,
повседневной накидкой на борик стал курте, превращение которого из
наплечного халата в халат-накидку произошло на наших глазах.
Женщины повсеместно носят фабричную обувь, чаще всего
туфли на низком каблуке. Из молодежи многие ходят в туфлях на высоком каблуке.
Старая, дореволюционная обувь туркменок не отличалась большим разнообразием.
Теперь кое-где еще встречаются кожаные туфли на высокой подошве без
задника — көвүш и красные
сапожки на высоких каблуках — әдик. В
настоящее время сапожки надевают в торжественных случаях пожилые женщины;
раньше их носили только богатые, бедные женщины в прошлом совсем не имели обуви
и большую часть года ходили босиком; зимой при выходе из дома они надевали
обувь мужа.
6 В
западной Туркмении старые женщины в знак глубокого траура по умершему мужу или
сыну набрасывают их халат на голову и носят его в течение года (сообщено С.
Н. Иомудским).
Женщины эрсари, сарыки и йомуты носили кожаные
туфли с острым носком на низком каблуке, подобные современным среднеазиатским
галошам — ковуш, имеющим распространение и среди
других народов. Надевают ковуш и другую обувь на
шерстяные узорчатые носки, вязать которые туркменских женщин научили курдянки.
Носят и фабричные бумажные носки.
Девичий костюм отличается от
женского головным убором и меньшим количеством серебряных украшений, столь
характерных для костюма туркменских женщин.
Одежда детей с 4—6-летнего возраста подобна одежде
взрослых, но сохраняет больше национальных черт в покрое и формах, чем одежда
взрослых. В комплексе одежды детей младшего возраста, в том числе и грудных,
наряду с рубашкой, одинаковой для всех, и халатиков прямого покроя, обычно
теплых, стеганных на вате, имеется еще вид одежды, надевающейся через голову, с
маленькими треугольниками вместо рукавов или без них, не сшитой в боках, а
завязывающейся тесемками. В разных районах такая одежда называется по-разному (ала-елек, күрте, елеч,
өвселик, кирлик и др.), хотя и имеет общее назначение:
предохранять рубашку ребенка от загрязнения, его самого от холода и от «дурного
глаза». В прошлом особенно боялись «дурного глаза», который, по повериям, мог принести младенцу всяческие беды. В качестве
оберега на платье ребенка вешали множество различных амулетов в виде голубых бусин, ракушек, больших пуговиц, деревянные амулеты — дагдан.
Всю одежду маленьких детей шили швами наружу и не
подшивали, чтобы, по поверью, не лишить мать возможности иметь еще детей.
Девочкам с четырех лет начинали отращивать косички, а
до этого, так же как и мальчиков, их остригали, оставляя с боков у висков
волосы — гулпак, көкүл. Волосы на висках у
мальчиков также называли гулпак. Наиболее
любимый или единственный сын иногда носил гулпак до
самой женитьбы, а у йомутов даже до рождения ребенка.
Маленьким детям на третий-четвертый
день после рождения надевали тюбетейку, которую меняли по мере роста ребенка на
большую; поверх тюбетейки туго завязывали вокруг головы платок. В холодное время года маленьким ребятам надевали гулакчын, сопбаш —
стеганные на вате шапочки с наушниками, иногда отороченные мехом.
Теперь и в городах, наряду с покупными распашонками,
платьицами и штанишками, дети еще носят национальную одежду.
Ювелирные украшения пользуются особой любовью у
туркменок. Так же как и головные уборы, их ассортимент, формы, способы ношения
дают возможность проследить племенные различия, хотя в настоящее время эти
различия значительно стерлись.
Украшения носят с раннего детства до глубокой
старости. На шапочки и халатики грудных ребят нашивают множество серебряных
подвесок монет и бусин. Мальчики постарше уже не носят серебряных украшений.
Шапочки же девочек неизменно украшаются серебром в виде монет и бляшек, на
макушку шапочки часто пришивают массивный серебряный остроконечный куполок — гупба, украшенный бирюзовыми вставочками и
серебряными подвесками по краю. Девочки носят также ожерелье хүнҗи, состоящее из монет,
бусинок, блях и медальонов с сердоликами. На груди на платье и халаты нашивают
монеты с припаянным ушком или просто круглые пластинки серебра наподобие монет
— апбасы;7 их носят также и взрослые
женщины. Кроме того, женщины надевают на шею или нашивают на халат много
крупных украшений, отделанных резьбой, сердоликами и бирюзой. Формы украшений
очень разнообразны: круги, квадраты, треугольники, трапеции, параллелограммы,
часто с подвесками и бубенчиками, которые при движениях звенят. Некоторые из
этих украшений носили как амулеты, в качестве оберега, а другие имели
утилитарное назначение: например, кожаная сумочка хейкел,
украшенная серебром, служила для хранения ключей и мелких вещей.
С 1920-х годов очень широкое распространение среди
туркменок, в том числе и городских, получила йомутская
брошь гүляка, скрепляющая
разрез на груди рубахи. Сначала это была очень большая круглая бляха из серебра
с богатой позолотой, украшенная сердоликом и бирюзой. В таком виде она
продолжает сохраняться в сельских районах, в городах же стала небольшим, очень
изящным украшением. Иногда гуляка делается из золота.
К косам подвешивают массивные сердцевидные пластинки асык. В косы вплетают монеты и медальоны
различных форм, прикрепляют ключи и серебряные ногтечистки.
Очень распространены браслеты бизелик, массивные,
из дутого серебра, своеобразные по форме, напоминающие тяжелый обшлаг, плотно
охватывающий кисть руки, с зубцами на незамкнутых концах.
7 Обычай
украшать перед платьев
серебряными монетами и бляшками находит аналогию в парфянских статуях из
Квадратного зала Нисы.
Кольца — йүзүк — довольно просты. Интересны гарнитуры
на руку: пять сцепленных между собой колец и наперсток. Все это соединено
цепочками с браслетом. Необычны по размерам были кольца ходжинцев.
Разнообразны серьги — гулак-халка, ысырга, теперь встречающиеся только у йомутских женщин и туркменок побережья (ходжа, игдыр). В XIX в. исерга состояли из
семи-восьми длинных пластинок с подвесками на концах. Носили их также эрсаринки. Обычно их украшали сердоликами. Надевали такие
серьги на уши и закрепляли крючками на головном уборе; они опускались до самой
шеи. закрывая обе щеки.
На Аму-Дарье ранее широко
были распространены носовые серьги — иребек. Это обычно серебряные, реже
золотые небольшие
изящные круглые бляшки на
тоненькой дужке. Их носили,
продевая в ноздрю, большей частью в левую. Теперь такие серьги носят крайне редко,
значительно чаще встречается
маленькая невисячая
серьга — бурунхалка, типа клипсов.
У эрсаринцев и других
этнографических групп на средней Аму-Дарье
до сих пор сохраняются бисерные украшения на шею — боюнча,
нарванча и нагрудные бисерные украшения — хапаванд, совершенно идентичные украшениям таджичек
и узбечек Междуречья.
Чрезвычайно разнообразны ювелирные изделия для
украшения головных уборов: простые серебряные монеты, скромные бляшки круглой и
квадратной формы, тонкие изящные цепочки, цепи из блях и медальонов самой
разнообразной формы, украшенные сердоликами и подвесками. Довольно широко
распространены эгме — украшения на борик в виде сплошной серебряной доски.
Большие вычурные украшения, которые повседневно носили
богатые туркменки еще в начале XX в. почти совершенно вышли из обихода. Они сохраняются
лишь как свадебные или отчасти праздничные украшения. Почти полностью исчезли
широкие кожаные пояса — тегбент, сплошь
украшенные серебром. Много серебряных украшений было сдано туркменками в фонд
обороны во время Великой Отечественной войны. Однако и теперь традиционные
украшения встречаются почти повсеместно даже на рабочих костюмах.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963