Художественная вышивка является едва ли не самой
распространенной и многообразной отраслью народного декоративного искусства
Узбекистана. Художественная вышивка производится, можно сказать, в каждом
узбекском доме. Узбекские вышивальщицы употребляют разнообразные швы: обычную
гладь, гладь с прихватом (босма, кандахаёл), полукрест (ироқы),
тамбурный шов (цурма) и др.В настоящее время
вышивальщицы-художницы овладели техникой художественной глади, позволяющей
создавать сложные сюжетные панно.
Различная вышивальная техника и назначение
производимых в настоящее время вышивок позволяют выделить несколько связанных
друг с другом и вместе с тем своеобразных отраслей этого искусства: искусство
тематической сюжетной вышивки, зародившееся в советскую эпоху; вышивание
крупных декоративных панно-сюзани как ручных, так и машинных; производство
разнообразных предметов нового быта — купонов для одежды, скатертей, дорожек,
орнаментируемых в национальном стиле техникой басма; производство так
называемых «ковровых» вышивок, выполняемых швом ирокы, орнаментация тюбетеек,
являющаяся в наши дни одним из наиболее развитых и массовых видов вышивального
искусства; и наконец, золотое шитье.
Производство декоративных настенных вышивок имеет
очень древние традиции, связанные с народным бытом. Ими украшали стены жилища,
покрывали сложенную на день стопкой постель или завешивали стенные ниши. Во
время свадебных обрядов комната и постель новобрачных сплошь убирались вышивками.
Сюзани выполнялись ручным способом, большей частью иглой; в некоторых местах
(Бухара) применялся также тамбурный крючок. При тамбурном шитье ткань
натягивали на пяльцы. Иглой вышивали без пялец.
В этом древнем искусстве сложились свои традиции, выработались
локальные стили. Основными центрами производства декоративных вышивок были
крупные города Узбекистана.
Узбекская вышивка характеризуется крупными сплошь
зашитыми орнаментальными мотивами. В узорах ташкентских и самаркандских вышивок
выступают большие красные круги в лиственном обрамлении. Бухарским вышивкам
более свойствен цветочный орнамент, выполняемый тамбурным швом, который
сообщает особую игру и переливы шелку.
В настоящее время широкое развитие получила в
Узбекистане машинная декоративная вышивка. В вышивальное производство вовлечены
многочисленные кадры узбечек. Свыше 2 тыс. вышивальщиц работают в цехах
машинной тамбурной вышивки художественных предприятий Узбекистана. Народные
мастера и художники работают над улучшением качества машинных вышивок,
создаются новые узоры, улучшается цветовая гамма. Но широкое распространение
машинной вышивки не означает полного прекращения ручного вышивания при
изготовлении крупных декоративных вышивок. В настоящее время во всех областях
республики предприятия художественной промышленности наряду с машинными
вышивками изготавливают художественные изделия, выполненные ручным швом.
Выпуском таких изделий занимается ташкентская мастерская «Шарк-гули»,
самаркандская — «Труд женщины», андижанская — «Михнат-гули».
Поиски новых путей в развитии узбекской художественной
вышивки направлены и в сторону создания тематических вышитых панно.
Наиболее развитой отраслью вышивального искусства,
переживающей в наши дни подлинный расцвет, является украшение тюбетеек. Как и в
других видах прикладного декоративного искусства, в производстве тюбетеек
выработались определенные типы, характерные для различных районов. В настоящее
время они далеко перешагнули границы своих районов и распространились не только
по всему Узбекистану, но и за его пределами. По всему Узбекистану
распространилась чустская тюбетейка, известная под названием тусдўппи. Она
характеризуется строгой графичностью, контрастным сочетанием черного фона с
тонким белым орнаментом, основным элементом которого является «перец».
Тюбетейкичакматўр отличаются ярким
многокрасочным орнаментом, обычно имеющим вид кустиков. Фон из темной ткани
покрывается сеточкой, образованной мелкими, чуть удлиненными стежками белого
шелка.
Мотивы узоров тюбетеек чакматур очень разнообразны. Они
варьируют не только в различных районах, но и в индивидуальном творчестве
мастериц.
В Шахрисябзе производится тюбетейка, сплошь
заполненная богатым, ярким узором, выполненным крестом или полукрестом.
В ряде районов (Карши, Байсун, Челек и др.) изготовляют
тюбетейку пилтадузи, орнамент которой шьется гладью по простеганной
ребристой поверхности. Стиль орнаментации этой тюбетейки своеобразен. В нем
преобладают прямые линии и некоторая угловатость, сообщающие ему архаический
характер. В вышивке тюбетеек мастера быстро и умело отражают новые явления
жизни. Существуют узоры «канал», «самолет», «парашют» и др., органически
вошедшие в орнамент вышивки.
Ни об одной из отраслей вышивального искусства
Узбекистана не имеется столь ранних и многочисленных сведений, как о пышном
искусстве золотого шитья. В последние века искусство золотого шитья сохранялось
в Бухаре, где до революции производство золотошвейных изделий было
сосредоточено в специальных дворцовых мастерских. Искусство золотого шитья
успешно продолжают современные мастера, работающие на предприятиях
художественной промышленности.
Вышивка золотом бывает двух родов: заминдузи —
со сплошной зашивкой узора и фона и гулдузи — шитье по рисунку,
вырезанному из толстой бумаги или картона, который накладывается на ткань и
сплошь застилается золотой нитью. Орнамент золотошвейных изделий в основном
носит растительный характер. В настоящее время он обогатился новыми мотивами
(пятиконечная звезда, коробочка хлопка и др.).
Наиболее массовым видом золотошвейных изделий являются
тюбетейки; орнаменты и композиции их чрезвычайно разнообразны. Помимо бытовых
изделий, мастера-золотошвеи создают большие декоративные панно. К числу
наиболее выдающихся работ мастеров-золотошвеев принадлежит парадный занавес,
выполненный для театра им. Навои, и ряд крупных панно: «Союз нерушимый»,
«Праздник урожая» и др.
Одной из областей широкого применения орнамента в быту
узбеков является узорная тесьма, которая бывает нескольких видов. Некоторые
виды орнаментируются при самом процессе их плетения или тканья, другие
представляют собой гладкую полосочку, покрытую вышивкой.
Исключительное богатство узоров, разнообразие
композиционных приемов, применяемых при орнаментации, так же, как и
разработанность сложной техники, свидетельствуют о глубоких древних традициях
отделочного искусства, которое тесно связано с ткацким и вышивальным искусством
Узбекистана.
«Народы Средней Азии и Казахстана». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва,
1962-1963