Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими,
бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. узбекская
одежда (халаты, платья, рубахи) продолжала сохранять черты архаичности:
широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая
формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя
и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме
и крою.
Традиционный узбекский национальный мужской костюм
состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком
или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных
из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и
верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на
вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе
и сидении на полу. Халат - чапан - обычно подвязывался платком
или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного
красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Повседневной мужской одеждой была
традиционная рубаха - куйлак, которая вначале имела длину ниже
колен, а потом ее укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух
фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали
воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча
к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была
распространена мужская распашная рубаха - яхтак. Ее шили из
хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота
иногда обшивали тесьмой джияк.
Женский узбекский национальный костюм состоит из халата, функционального
платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких
брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных
элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм
отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из
которых он выполняется. Наряду с общими чертами, одежда каждого
района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой
ткани, форме кроя и т.д. Платья были в форме туники, длинные,
до щиколоток, прямые, иногда расширяющиеся книзу. В Бухарском
и Самаркандском оазисах края ворота платьев с вертикальным вырезом
обшивали тесьмой из золотого шитья кешкурта и украшали вышивкой.
Рукава делали прямыми и длинными, закрывающими кисть. Позже, в
конце XIX века, появились платья с отрезной кокеткой и платья
со стоячим воротником и рукавами с манжетами. И до настоящего
времени эти платья из знаменитого хан-атласа или яркого шелка
являются основной формой национального костюма. Шаровары являлись
неотъемлемой частью одежды женщины, которые носили с младенчества
и до самой смерти. Штаны, широкие сверху, от колен сужались настолько,
чтобы можно было продеть ногу. В прошлом шаровары шили длинными,
до пят. Низ штанин обшивался тесьмой джияком, которая заканчивалась
кисточками. Ворот женского халата довольно открытый и широкий,
борта его почти не сходятся. Рукава короче, но свободнее, чем
в мужских халатах. Среди женщин Бухарского и Самаркандского оазисов
были распространены легкие длинные распашные халаты румча, слегка
прилегающие по талии. Специфической верхней женской одеждой был
халат мурсак. Это распашная в форме туники одежда без воротника,
которую шили так, чтобы полы при ношении заходили друг за друга.
Мурсаки делали длинными, до земли, на подкладке, а чаще стеганными
на вате. Ворот, полы и низ рукавов обшивали тканой тесьмой. Мурсаки
полагалось давать невесте в приданое.
С давних пор в качестве верхней женской одежды употреблялся и
халат тун чапан того же покроя, что и мужской. Он был более узкий,
чем мурсак, с длинными, суживающимися книзу рукавами. Во второй
половине XIX века среди верхней одежды появился камзол или камзур.
Это слегка прилегающий в талии халат с короткими и узкими рукавами,
с вырезной проймой и отложным воротником. В это же время стали
появляться короткие безрукавки типа жилеток нимча.Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто
головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали
на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде
налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали плат с
отверстием для лица, на лоб повязывали небольшой платок пешона
румол, а поверх его навертывали тюрбан в виде чалмы. В будничные дни
голову покрывали платком из белой кисеи дока, иногда украшенным
вышивкой. Более состоятельные женщины носили платки, затканные
золотой или серебряной мишурой. К началу двадцатого века широкое
распространение получили вышитые шелком или золотой нитью
тюбетейки-дуппи. Выходя из дома, узбекская женщина обязательно
накидывала на голову мурсак или мужской халат. С середины XIX века
традиционной женской одеждой стала паранджа. Это видоизмененный
большой и широкий халат, который женщина, накидывала воротом на
голову, чтобы скрыть свою фигуру от посторонних взглядов. При таком
употреблении рукава оказывались не нужными и их сначала просто
закидывали за спину, а потом стали еще и сшивать, так что они
сделались ложными. К парандже полагался чачван - густая
прямоугольная сетка из черного конского волоса, закрывающая лицо
женщины. Выходить за пределы дома в парандже были обязаны женщины
всех возрастов. Даже девочки, достигшие зрелости, в исламе равной
девяти годам, уже должны были надевать паранджу. В Узбекистане паранджа была распространена
далеко не повсеместно. В основном она являлась городской одеждой и
лишь изредка ее носили состоятельные женщины из кишлаков. В
двадцатые годы прошлого столетия, когда советская власть повела
борьбу с "феодально-байскими пережитками", паранджа постепенно вышла
из употребления, и лишь пожилые женщины придерживались старинного
обычая.
Современная одежда
узбеков весьма неоднородна. Городская, а частично и сельская
молодежь, особенно из среды интеллигенции, носит европейскую одежду,
в которую нередко привносятся отдельные элементы национального
костюма. Пожилые, особенно женщины из сельских районов, сохраняют,
как правило, традиционную одежду.
Узбекский головной убор - тюбетейка
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного
искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая
шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского
национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа.
Тюбетейка (от тюркского "тюбе" - верх, вершина) является национальным
головным убором не только узбеков, но и других азиатских народов.
Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для
стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят.
Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются
разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков,
вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные
формы узбекских тюбетеек - четырехгранные,
слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких
слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной
нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или
серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели
в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим
тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом"
- символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек
является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега.
Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные
в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым
решением.
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана
пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид
тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в
виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит
расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая,
четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи
(черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента
(полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной
высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины -
"Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются
простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике
"пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская
тюбетейка "калпок", бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская
тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки
"санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и
женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на
тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от
всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ
высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи
священным арабским шрифтом и др.