Мы готовы сшить для вас
нужную национальную одежду.
Наш адрес: г. Казань,
Марийская рубашка (тувыр, тыгыр)
Марийские женские рубашки, как и мордовские,
имели ряд различий по районам.
Вот как описывает женскую нательную одежду виднейший
специалист по марийской культуре Т. А. Крюкова: «Основу женского костюма
составляла холщовая рубаха, богато украшенная вышивкой («тувыр»,
«тыгыр»). Одевалась она непосредственно на тело, была
одновременно и нательной и верхней одеждой, заменяющей платье. Рубаха эта чаще
всего шилась из четырех полотнищ белого конопляного холста и только у восточных
(уральских) марийцев, наряду с белой одеждой, встречалась одежда из пестряди
(цветной домотканины). Покрой ее почти повсеместно был одинаковым — туникообразным, прямым (без клиньев).. Средняя часть
рубахи, перед и спина, выкраивалась из одного полотнища и перекидывалась назад,
без шва на плечах. Рукав пришивался по прямой линии, со сгибом среднего
полотнища»18. Эти белые вышитые рубашки варьировались по разным
районам характером вышивки, различиями в украшениях и в способе ношения. Но для
основной массы марийского населения в XIX веке
национальной одеждой нужно считать белую вышитую рубаху, о которой говорит И.
Н. Смирнов, описывая костюм черемис (мари)19. (См. рис. 5).
Резкими были отличия в рубашках луговых и горных мари.
Старинная рубашка луговых мари
несомненно примыкала к 1-му типу туникообразного
покроя: 1) она шилась из четырех цельных точей, не
расширяясь к подолу, 2) носилась высоко подобранной поясом, оставляя ноги
женщины, обернутые в толстые суконные онучи, открытыми до колен, 3)
застегивалась при помощи пряжки фибулы, носящей у марийцев название «ширкама». Об этой пряжке В. М. Черемшанский
писал: «У черемисов на вороту, против грудей, рубаха
застегивается большой медной запонкой. На сей запонке у некоторых пришивается
широкий ремень с висящими на
нитках большими корольками»20. Рубашку скрепляли по грудному
разрезу, нацепляя до шести штук пряжек.
Все эти черты, присущие также и мордовской
рубашке, характерны для 1-го типа.
Отличается марийская рубашка устройством ворота: она
имеет овальный шейный вырез без обшивки, а грудной разрез ее окружен плотной и
широкой вышивкой. Расположение вышивки сильно варьирует: в некоторых районах
она идет по середине груди, в других - с правой или с левой стороны. При этом
композиционно вышивка иногда располагается так, что идет в середине груди, а
разрез приходится с боку вышивки, или же вся вышивка строится по разрезу.
По отдельным локальным группам мари различается также
манера прикреплять нагрудные пряжки, затягивать рубаху поясом, закладывать ее в
складки, более или менее высоко открывать ноги и заматывать их онучами в форме чурбашек. Но несмотря на эти
отличия, мы можем говорить об общем национальном типе рубашки у луговых мари и
ее национальной вышивке.
Рубашка горных мари сильно отличалась от рубашки
луговых, как и весь комплекс одежды, зато он был почти неотличим от одежды
верховых чуваш-вирьял смежных районов. (См. рис. 6).
Женская рубашка горных мари туникообразного покроя
шилась из четырех цельных точей, с одним основным
полотнищем, образующим спину и грудь. К нему, под прямым углом, пришивались
рукава из одной сложенной вдоль точи. Рукав у кисти в
одних районах слегка суживался и оканчивался узкой полоской вышивки, в других -
собирался в сборки и обшивался оборочкой. В основном полотнище для ворота
рубашки вырезали овальное отверстие по величине шеи и спереди в середине,
делали грудной разрез, сантиметров на 18-20 длиной. По краям грудного разреза
шла узкая не шире 2 см
очень мелкая вышивка темных тонов, с преобладанием малинового шелка с черной
окантовкой. Завязывался ворот двумя тесемочками у самой шеи. Шейный вырез не
имел никакой обшивки: он был плотно прикрыт шейным украшением. На плечах по
линии соединения рукава с основным полотнищем делали узкую вышивку зеленой или
черной нитью продолжая ее ниже рукава по линии соединения основного полотнища с
боковыми В боковом полотнище делался надрез, куда
вшивалась квадратная ластовица На плече вдоль шва соединяющего рукав с основным полотнищем, рядом с
дорожкой вышивки, пришивалась шерстяная полоска, около 4 см ширины и сантиметров
35-40 длины вытканная разноцветными продольно идущими
полосами. При стирке эту полоску наплечника спарывали
а потом вновь пришивали. Наплечники были одним из ярких отличий горномарийской, как и чувашско-вирьяльской,
рубашки. Вторым отличием было отсутствие нагрудной вышивки и вышивки на
рукавах. Третьим резким отличием был способ ношения рубашки высоко подтянутой
до колен с большой пазухой и поясными
украшениями. Рубашка горных мари почти не
отличалась от рубашки соседивших с ними чуваш-вирьял,
которую мы опишем ниже. (См. чертеж № 8, стр. 54). В ней, как и во всем комплексе их одежды, видна тесная связь этих соседящих
этнических групп. В рубашке луговых мари также отражалось влияние соседних
народов, оно еще более разделяло одежду луговых и горных мари: там, где луговые
мари жили рядом с удмуртами или с башкирами, они, как и их соседи, в конце XIX века начали переходить к ношению пестрядинной
рубашки, а сохраняя белую рубашку, придавали ей черты,
связывающие ее с соседними народностями.
Так, в Музее антропологии и этнографии Академии наук
СССР имеется марийская женская рубашка из деревни Старые Турбаслы
Уфимской губ., где мари соседят с башкирами
(собиратель Ареньев Н. Ф., см. рис. 7, стр. 24). Это
белая льняная рубашка с одним основным полотнищем 123 см длины. К нему пришиты
под прямым углом рукава, ластовки рукавов квадратные,
из покупной ткани, как и волан 12
см ширины, которым заканчивается подол. Ворот имеет
прямой грудной разрез окаймленный вышивкой 6 см ширины, и отложной воротник из пестряди 8 см ширины. Внизу по обеим
сторонам грудного разреза вышиты маленькие медальоны (3 см ширины), по технике и
орнаменту чрезвычайно напоминающие нагрудные украшения чувашских рубашек «кёскё», о которых мы будем говорить ниже. На этой рубашке
сочетаются элементы сближающие ее по вороту с отложным
воротником с рубашкой башкир и мишарей, по нагрудному орнаменту - с чувашской
старинной рубашкой. (См чертеж № 4 стр 32)
Просматривая многочисленные фотоколлекции Государственного музея этнографии народов
СССР в Ленинграде, изображающие марийскую одежду самого конца XIX и начала XX века,
мы можем отметить, что в Бирском уезде Уфимской губернии марийские женщины и
девушки изображены носящими белые рубашки с плотной нагрудной вышивкой и косым
разрезом ворота; рубашки высоко подобраны и оставляют открытыми обутые в
толстые черные онучи ноги; рядом
изображены женщины в пестрядинных рубашках до щиколоток с широким воланом по
подолу.
Фотографии из Елабужского и
Сарапульского уездов Вятской губ. изображают
марийских женщин в пестрядинных рубашках, подпоясанных без напуска и
закрывающих ноги. Подол их обшит широким воланом из покупной материи. Грудной
разрез рубашки окаймлен лентами из цветастого ситца или другой покупной материи
(колл. № 1086). Соседящие с елабужскими и сарапульскими марийцами удмурты также носили пестрядинные
рубашки, очень близкие по покрою и украшениям к
марийским. Восточные мари, соседившие с башкирами, носили пестрядинные рубашки,
приближающиеся к башкирским.
На основании этих материалов мы можем
несомненно констатировать, что пестрядинная рубашка не является у мари
старинной женской одеждой и пришла к ним сравнительно недавно, сменяя белую
холщовую, вышитую рубашку. Заимствовали ли пестрядинную рубашку марийцы от
какого-либо другого соседнего народа, для которого она была исконной одеждой?
Пересмотрев женскую одежду всех народов Поволжья, мы отметили один и тот же
процесс: как более древний пласт народной одежды можно отыскать у всех белую
вышитую рубашку со своеобразной орнаментацией, а на смену ей приходит
пестрядинная рубашка, постепенно теряющая вышивку и заменяющая ее отделкой из
яркой покупной материи.
Таким образом, пестрядинную рубашку, появившуюся у
мари в конце XIX в., нельзя приписывать
заимствованию от каких-то соседей. Она бытовала, как определенный культурный
пласт, у всех народов Поволжья сменив белую рубашку. Смена эта произошла не
одновременно, у разных народов различно, но в силу одной и той же причины:
развития товарных отношений, проникновения покупных материй и анилиновых
красок, при помощи которых легче было окрашивать холст и ткань в пестрядь,
практически гораздо более удобную, чем требующий постоянной стирки белый холст.
Тот же процесс смены белой рубашки пестрядинной у удмуртов и башкир прошел на
несколько десятилетий раньше чем у мари.
18 Т.А. Крюкова. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956, стр. 126.
19 И. Н. Смирнов. Черемисы. Историко-этнографический
очерк. Казань, 1889, стр. 93.
20 В. М. Черемшанский. Описание Оренбургской губернии.
Уфа, 1859, стр. 181.