Все существующие разнообразные женские головные уборы восточных
славян можно свести к четырем основным типам, из которых они,
очевидно, развились. Это платок, чепец, шапка и девичий венец.
Эволюция женского головного убора была в значительной мере обусловлена
религиозными воззрениями, в числе прочего требовавшими, чтобы
замужняя женщина тщательно закрывала свои волосы от постороннего
взора. Если замужняя женщина случайно или нарочно засветит волосом,
т. е. если в присутствии постороннего станет видна хотя бы одна
прядь ее волос, это для нее величайший позор (Головацкий); кроме
того, это опасно, поскольку домовому очень легко утащить ее
на чердак, ухватив за непокрытые волосы (Иванов В. В., 1898).
Более того, разгневанное божество может покарать за это, наслав
неурожай, болезни, эпизоотии и т. п. (Квитка-Основьяненко. Сочинения,
IV, 1901, с. 150). У севернорусских нередко происходили судебные
процессы но обвинению в нанесении женщине бесчестья; судили
тех людей, которые опростоволосили или окосматили женщину, сорвав
с ее головы чепец. Такие же представления зафиксированы у соседей
восточных славян - финнов, вотяков, черемисов, мордвы и др.
134. Украинская намiтка
Головным убором замужней женщины, полностью и тщательно закрывавшим
волосы, служило покрывало (древнерус. убрус; белорус. намiтка,
обмiтка; укр. намiтка, перемiтка, серпанок; рус. ширинка, фата,
полотенце). Это длинное полотенце из тонкого, большей частью
белого полотна, до 4-5 м длины и 60-70 см ширины. Существуют
разные способы повязывать им голову: в форме цилиндра, усеченного
конуса и т. д. Концы полотенца чаще всего свисают вдоль спины,
иногда до самой земли. В наши дни намiтка мало где сохранилась
- только на западе Белоруссии и на Украине. В остальных местах
ее сменил простой четырехугольный платок. Манера повязывать
голову платком также различна. Преобладающий теперь способ -
с узлом под подбородком был сравнительно недавно заимствован
на Западе, точнее, у немцев через посредство поляков. Более
старый способ повязывания платка - с узлом и двумя концами на
затылке или на темени; было бы ошибкой думать, что у изображенных
здесь людей болят зубы.
136. Головной платок донских казачек
Очевидно, описанная нами намiтка является единственным женским
головным убором, сохранившимся с общеславянских времен. Всем
восточным славянам известен также рогатый женский головной убор,
который, впрочем, был употреблен и в Центральной Европе. Ч.
Трухелка, а за ним и А. Хаберландт склонны возводить рогатый
женский головной убор Восточной и Центральной Европы к "фригийскому
колпаку". Названным ученым известен главным образом однорогий
головной убор, который действительно имеет сходство с остроконечной
шапкой фригийцев. Между тем у восточных славян издавна очень
широко распространен и головной убор с двумя рогами; что же
касается однорогого, то существование его у восточных славян
весьма сомнительно. Скудные материалы, которыми располагает
А. Хаберландт, а именно ярославский головной убор у Гакстгаузена
и головной убор из альбома "Peasant Art in Russia"
(Special autumn Number of "The Studio", N 42. London,
1912), - это кокошники не с рогом, а с круглым узким гребнем;
однако гребень такого кокошника правильнее рассматривать как
два соединенных рога.
Нет оснований думать, что мода на рогатые женские головные
уборы существует у восточных славян с древних времен, однако
сама идея, лежащая в основе этой моды, очень древняя; рога служат
для ребенка и его матери, особенно для роженицы, оберегом от
злого духа и от дурного глаза. В наши дни таким оберегом чаще
всего служит печной ухват, форма которого и название рогач напоминают
о паре рогов. Восточным славянам чуждо существовавшее у древних
тохар представление, что рог на голове женщины символизирует
ее мужа, а число рогов равно количеству мужей. Обычное число
рогов на головном уборе - два; три, пять и семь рогов бывают
лишь в порядке исключения.
В древности и в средневековье двурогие мужские головные уборы,
особенно шлемы, носили в Европе воины, священники и государи.
В этом мы склонны видеть истоки моды, прикрывшей головы восточнославянских
женщин двурогим головным убором, тем более что женщины носили,
да и теперь носят одежду своих мужей.
Лучше всего двурогий головной убор под названием кичка
сохранился у южнорусских. Рога на кичке обычно лубяные и прежде
достигали в высоту 20 см и даже более. В XIX в. сельское духовенство
боролось с высокими рогами южнорусских женщин, не допуская "рогатых"
женщин к причастию или не позволяя им посещать церковь. Такую
же борьбу вели и некоторые помещики, старавшиеся одевать своих
крепостных по последней моде. На высоких рогах казачки сзади
висит белое шелковое покрывало. Нередко концы рогов связывали
лентами и шнурками, на которых висели разные украшения.
Под влиянием новой моды и современной культуры восточнославянские
женщины изменили рогатую кичку, так что рога не возвышались
больше надо лбом, а лежали на голове горизонтально, и их острые
концы были направлены больше назад, чем вверх. Так, по нашему
мнению, появился головной убор, широко распространенный теперь
у всех восточных славян под названиями: кибалка, хомевка, хомля
(укр.); кичка, рога, рожки, колотовка (рус.); сдериха, шашмура,
кибола (севрус.); кiшачка, тканiца, лямец, капiца, кiбалка (белорус.).
В своей простейшей форме он имеет вид обруча или дуги, обращенной
концами назад. На этот обруч украинские женщины накручивают
свои волосы, чтобы они не выбивались из-под платка. У белорусов
это просто жгут или кружок, сделанный из волокон льна, из войлока
или же сшитый из куска холста. У южнорусских - это плотно простеганный
кусок холста надо лбом и мягкая полоса на лбу: рога и завязки
находятся сзади. Кибалка - кичка служит лишь
каркасом для верхнего головного убора - для покрывала и т. п.
и как самостоятельный головной убор не употребляется.
Поверх этого рогатого каркаса русские накидывают узорный платок
особого покроя, известный под названием сорока,
сорочка. Сзади у сороки хвост (также назатылень, позатылень),
а по бокам - крылья, и, возможно, свое название она получила
от птицы сороки, на которую она похожа благодаря своей пестрой
расцветке. Финны, заимствовавшие у русских этот головной убор,
перевели его русское название словом harakka, т. е. "сорока".
Есть, однако, не меньше оснований связать это название с древнерусским
словом сорочка, имеющим значение "воротник рубашки, расшитый
бусами или вообще как-либо украшенный". Для сороки очень
характерны украшения на лбу и на затылке, сделанные из мелких
стеклянных бус, жемчуга, мишуры или вышитые. Западноукраинская
склендячка, происхождение которой аналогично происхождению русской
сороки, получила свое название от украшения из стекла - продолговатых
стеклянных бус.
У севернорусских сорока сохранилась только на западе (Тверская
губ.); напротив, у южнорусских она почти повсеместна. К белорусам
она проникла только в Себежский уезд Витебской губ., возможно
благодаря сезонным рабочим ("Этнографический сборник",
II, с. 133). Описанный А. Хаберландтом (с. 702, рис 12-14) головной
убор хорватских женщин из Ямницы очень похож на русский головной
убор: точно так же, как и в русской рогатой кичке, rogi или
kolasica служат только каркасом; отличие лишь в том, что здесь
четыре рога, а в кичке - два. Fizurica соответствует полосе
с украшениями на лбу, так называемому налобнику или начельнику
сороки (от слав. чело - лоб); podrepina или srncica сзади соответствует
хвосту, или назатыленю, сороки; poculica же соответствует самой
сороке, однако имеет другую форму, обусловленную четырьмя рогами
каркаса.
У южнорусских широко распространен особый тип головного убора
в виде маленькой шапочки, в которой очень легко узнать сшитую
сороку. Такую шапочку делают обычно из малинового бархата и
украшают на лбу и на затылке золотым и серебряным шитьем. Покрой
этой шапочки, так же как и маленькие рожки сзади, не оставляют
никаких сомнений относительно ее близкого родства с сорокой.
Однако распространены шапочки и другого фасона. Их называют
кокошник, однако они отличаются от обычного
кокошника, для которого характерен гребень. В этом головном
уборе мы также видим сороку, сшитую по образцу женской шапочки.
Обычно кончики рогов под сорокой соединяют перекладиной, которая
называется князёк. Это название заимствовано из архитектуры
русского крестьянского дома, где так называется гребень крыши.
Вместе с князьком рога образуют своего рода гребень, похожий
на куриный или петушиный. Такой гребень является специфической
особенностью русского головного убора, известного под названием
кокошник. Само это название подчеркивает связь с гребнем: оно
происходит от слова "кокошь", обозначающего у всех
славян петуха или курицу, и в дословном переводе слово "кокошник"
должно значить "присущий курице", хотя кокошник сходен
с курицей лишь по одному признаку. Из всех многочисленных видов
кокошника только упомянутая шапочка не имеет гребня.
Три основных типа кокошника отличаются друг от друга длиной
гребня. У самого старого вида гребень идет поперек головы, от
уха до уха. Этот тип равно известен как севернорусским, так
и южнорусским и заимствован коми-пермяками (Теплоухов). Второй
тип отличается двумя идущими поперек головы гребнями, из которых
передний закруглен. Это южнорусский кокошник, главным образом
курский; его называют также шеломок. У третьего вида только
один дугообразный гребень, охватывающий верхнюю часть головы
от лба до подбородка и напоминающий нимб на изображениях святых.
Этот вид был распространен у тех севернорусских, у которых колонизация
из Владимирско-Суздальской Руси преобладала над колонизацией
из Новгорода.
143. Южнорусский кокошник с двумя гребнями. Курская губ., Обоянский уезд
В течение всего XIX в., а отчасти и в XX в. у южнорусских
шла борьба между кокошником и более древней сорокой, причем
иногда победителем в этой борьбе оказывался третий, нейтральный
элемент, а именно простой платок. Вообще же у южнорусских кокошник
вместе с сарафаном (§ 91) был
распространен в тех социальных группах, которые по своей культуре
были наиболее тесно связаны с Москвой.
§ 97. Выше был рассмотрен цикл развития восточнославянского
женского головного убора, который, начавшись намиткой и кибалкой,
прошел через промежуточную стадию сороки к кокошнику. Здесь
преобладают праздничные головные уборы. Параллельно этому шел
второй процесс, конечным результатом которого оказался головной
убор более простого типа. Следует отметить, что сорока вместе
со всеми своими принадлежностями состояла из 14 отдельных частей
и весила до 19 фунтов.
Вместо тяжелой кибалки появилась мягкая легкая шапочка, похожая
на ту сетку, которой у древних греков и многих других народов
женщины придерживали волосы. Появился мягкий чепец,
который завязывался шнурком, продернутым сквозь подшивку. Чепец
шьют из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом
на лбу. Этот подрез делают так, что надо лбом образуются мелкие
сборки, в то время как на лбу ткань остается гладкой. На затылке
закладывают рубец, через который продергивают шнурок. Этот фасон
самого простого вида чепца одинаков у всех восточных славян.
Напротив, названия чепца очень разнообразны: повойник, волосник,
сборник, повоец, чехлик, шлык (рус.); очiпок, чепецъ, чепчик
(укр.); чапец, каптур (белорус.); подубрусник (древнерус.).
146. Украинский очипок из парчи. Харьковская губ., Валкский уезд
Украинцы часто шьют нарядные чепцы (очiпки) из золотой и серебряной
парчи, на подкладке из накрахмаленного холста. Однако и эти
нарядные чепцы обвязывают широкой лентой или тончайшим газом.
Таким же образом делают нарядные чепцы и севернорусские. Верхняя
часть этих чепцов расшита золотом или серебром (так называемый
моршень, почепешник, сборник); передний край этой вышитой верхушки
выдается вперед и немного приподнят, так что он очень похож
на гребень кокошника, влияние которого здесь вполне возможно.
Однако и эти нарядные моршеньки в большинстве случаев обвязывают
цветными шелковыми платками, сложенными как лента, так что видна
только верхняя часть головного убора. Все это, по нашему мнению,
напоминание о том, что чепец развился из скрытой части головного
убора - из кибалки или, возможно, из маленькой сетки для волос,
хотя наличие ее у восточных славян никем не засвидетельствовано.
Обыкновенный, ненарчовый украинский чепец (очiпок) всегда покрывают
платком. Цилиндрические очiпки с плоским дном, сшитые из золотой
и серебряной парчи, мы считаем особой разновидностью древней
продолговатоокруглой формы чепцов в виде половинки яйца - разновидностью,
возникшей под влиянием женских шапок. В восточноукраинском седловидном
чепце из золотой и серебряной парчи, с двумя стоячими гребнями
поперек головы мы усматриваем влияние южнорусского кокошника,
у которого также два гребня.
Повседневные чепцы из легких тканей распространены почти по
всей Украине, в основном как интимный, домашний головной убор.
Напротив, парчовые чепцы уже почти исчезли и сменились так называемой
повязкой и наколкой. Это головные уборы, бытующие в мелкобуржуазных
кругах и для восточных славян в известном смысле интернациональные:
у всех восточных славян они имеют одну и ту же форму и одинаковые
названия. Женским головным убором служит красиво повязанный
цветной шелковый платок; это и есть повязка.
Наколку делают следующим образом: на волосы кладут кусок тонкой
материи, смазанной сверху клейстером; на нее наклеивают кусок
бумаги и, чтобы придать всему этому соответствующую форму, прижимают
к голове. Поверх накалывают булавками или также приклеивают
кусок шелковой ткани с лентами спереди и сзади. Когда головной
убор высохнет, его снимают с головы. В противоположность очипку
к повязке не требуется дополнительное покрытие, ее надевают
без платка, даже если идут в церковь.
Следует сказать о третьей группе восточнославянского женского
головного убора, существующей независимо от двух уже рассмотренных.
Это головные уборы в форме шапок. Женские меховые шапки обычно
имеют тот же фасон, что и мужские.
Исключением является лишь так называемый кораблик - недавно
исчезнувший из обихода украинский головной убор, который в конце
XVIII в. бытовал и у севернорусских (см.: Труды 1-го Археологического
съезда в Москве 1869. Т. I. М., 1871, с 196). Эти кораблики
делали из парчи или бархата с оторочкой из дорогого меха. Спереди
и сзади эта оторочка переходила в торчащие кверху заостренные
рога. Таких рогов у кораблика было либо два, либо четыре.
Мы уже рассматривали женский головной убор в форме шапочки
(§ 96); это сшитая сорока. Особенно типичным женским головным
убором в форме шапочки считается кика, которую
носили в старину московские женщины. В XIX в. кики носили севернорусские
женщины.
Литовцы заимствовали слово кика, так же как и кибалка, у восточных
славян, однако все восточнославянские головные уборы типа шапок,
как женские, так и мужские, со своей стороны находились под
сильным влиянием восточных народов и греков; многие шапки но
форме напоминают митры и калотты, которые русская церковь заимствовала
у греческой.
Рассматривая головные уборы восточнославянских замужних женщин,
следует в заключение упомянуть подзатылень,
считавшийся необходимой принадлежностью русской сороки, а нередко
и кокошника. Это отдельный четырехугольный кусок цветной ткани,
чаще всего малинового бархата, расшитый золотом и серебром и
наклеенный на липовую кору. Длина его сторон доходит иногда
до 40 см. Он надевается на затылок и прикрепляется лентами.
А. Хаберландт считает его украшением для косы. Мы склонны допустить
мысль, что подзатылень является прямым продолжением высокого
древнерусского воротника, так называемого козыря.
Девичий головной убор отличается от описанных головных уборов
замужних женщин главным образом тем, что девушки не закрывают
темени и открывают волосы. При этом они не прячут косу, которая
свешивается на спину. Непокрытые волосы считают показателем
девственности, и поэтому женщине, родившей ребенка, не полагается
носить девичий головной убор; отсюда и ее название - покритка
(укр.).
По форме девичий головной убор - это круг или полукруг различной
высоты. Материал, из которого его делают, весьма разнообразен:
металлическая проволока с подвесными украшениями, лента, сложенный
наподобие ленты платок, кусок позумента, золотой или серебряной
парчи, ткань с вышивкой или каким-либо другим украшением, венок
из живых или искусственных цветов, из крашеных перьев, нанизанных
бус, лубяной или картонный круг с украшениями на нем и т.п.