Трансформация, обусловленная
воздействием городской культуры, городского образа жизни коснулась самих
владикавказских осетин, их внешнего облика.
Для мужской одежды было
характерно сочетание европейских пиджаков, жилетов, рубашек и галстуков с
каракулевой шапкой, осетинскими сапогами. Европейские брюки заправлялись в
сапоги. Плащ европейского покроя, шляпа с полями или военная фуражка сочетались
с осетинской рубашкой, отличающейся воротником-стойкой и застежкой на ряд
мелких, обтянутых тканью пуговиц. Популярным видом мужской одежды была тужурка - военная двубортная куртка. Ее могли носить с осетинским головным убором,
сапогами. Престижным элементом европейской мужской одежды были галстуки,
жилеты. Мужчин из высшего общества выделяла и такая деталь как часы на цепочке,
прикрепленной к одежде.
Гораздо большие изменения
произошли в женской одежде владикавказских осетинок. Основу традиционной одежды
осетинок составляло платье «къаба», состоявшее из нагрудника, нижней юбки и
надеваемого поверх них халата с треугольным вырезом на груди и распахивающимся
к низу подолом. Горожанки стали носить цельную верхнюю юбку, оставляя вырез
только на груди, что сделало похожим осетинское платье на европейское. При этом
в гардеробе городских осетинок сохранились традиционный пояс и платок. Пожилые
женщины носили одежду темных тонов, молодые - пастельных. Наибольшим изменениям
подвергся традиционный костюм молодых осетинок, в котором стали применяться
такие новомодные детали, как сильно присборенные рукава, велюровые воротники и
манжеты. Традиционные серебряные или железные нагрудные украшения заменялись
имитацией в виде защипов на ткани. Этот модный элемент стал применяться на
рукавах и юбке традиционного костюма, шили который теперь из современных
цветастых дорогих тканей. Часто традиционному орнаменту многие горожанки
предпочитали вышивку по образцам из журналов мод. Наряду с осетинскими платками
стали появляться яркие шелковые косынки.
Европейское платье осетинки
носили с традиционными платками, поясом. Среди молодых женщин стало популярным
ношение традиционного костюма без
головного убора, с перчатками, веером, зонтом. В городской одежде
прослеживается тенденция, вызванная появлением эмансипированных женщин из мещан
и интеллигенции - работающих, учащихся, которые отвергали многослойную одежду,
пышные платья, корсеты, традиционные головные уборы. Эти женщины выбирали
простые в крое и практичные вещи - платья с воротником-стойкой, без головного
убора, блузы с отложными воротниками или воротниками, переходящими в галстук,
расклешенные и присборенные юбки. В моду вошли ткани в клетку и в полоску.
Особую популярность приобрели костюмы с юбками, расклешенными книзу и жакеты.
Курсистки стали носить кашемировые платья коричневых
тонов. Женщины-работницы носили «парочки» - сарафаны и кофты из одной ткани,
юбки на бретельках, блузы с басками, свободного покроя платья из ситца, сатина,
бумазеи. Нарядная одежда горожанок включала меховые воротники и муфты, которые
носили не только зимой. Их надевали на атласные или шелковые платья и блузы с
рюшами и оборками. Девочек наряжали в светлые однотонные платья с оборками,
рюшами и бантами. Мальчиков часто фотографировали в матросках, в национальной
одежде.
Яркой иллюстрацией сказанному выше может служить
реклама владикавказских газет того времени. Так, например, на страницах одной
из них в 1907 году было помещено следующее рекламное объявление:
«Дамы и мужчины! Всегда покупайте из первых рук. Высылаем почтой в
розницу Без всякого риска! Непонравившееся принимается обратно для обмена или
возвращаются деньги сполна!
Материи для мужских костюмов:
Трико рисуночн. лучш. добротн. в модн. солидн. клетку
или искр. Всех цветов, по ценам за 4 ар. на целый костюм: 6 р., 7 р., 8 р., 9
р., 10 р.
Тух-крепы гладкие черные сюртучные и фрачные пары, за
арш. 2.85,3.50
Шевиоты - гладкие высш. дост. Всех цветов.
Касторы отборного качества, гладкие и плотные,
употребляемые для форменных костюмов, мундиров, для покрытия шуб и т.п., цвета
- черн., темн. и светло-син., маренго, темн. и светло-зел.
Материи для дамских платьев:
Новейшие дамские трико рисуночные высш. доброт, в
наимоднейшие солидные клетки (последние новинки сезона) во всех цветах;
шерстяные сатины гладкие новейш. выработки и лучш.
качестве всевозможн. цвета.
Сукна дамские гладкие отборн. сорт. и всевозможн.
цвета, на дамские костюмы и верхние вещи;
Специально блузочные отрезы с изящн. моднейшими
прошивками на воротнике, переде и рукавах, оттенки (батистовые, шелковые,
полубархатные, чесучевые).
(Товарищество А.Шлезингера и К; г. Лодзи)»
Таким образом, можно заключить, что «модная жизнь» во
Владикавказе била ключом. Горожане следили за модой и стремились следовать ее
последним тенденциям. Это лишний раз подтверждает тот факт, что Владикавказ в
кратчайший срок превратился в весьма типичный европейский город, а его развитая
культурная среда, специфический образ жизни, характер и особенности труда
городских жителей, высвобождение не занятого на производстве времени, формы и
способы проведения досуга, довольно высокий (по сравнению с сельчанами) уровень
жизни делали обоснованным повышение внимания к такой структуре повседневности,
как одежда. Ведь именно одежда, внешний облик городских жителей являлись весьма
существенным атрибутом «всего городского», наиболее ярким способом
невербального выражения нового менталитета, влекущего за собой изменения
традиционных культурных норм у владикавказских осетин.
Более того, принятие «нового облика», довольно скорое
отступление от традиционной национальной одежды и переход на одежду «городскую»
являются достоверным свидетельством «завораживающего» действия городской
культуры среди осетинского населения.
В связи с изменениями в быту сельских осетин в
результате распространения городской культуры частично исчезла, частично
изменилась традиционная одежда. Все чаще сельские жители отказывались от
ношения в повседневном быту традиционного костюма, более того, со временем,
отсутствие городского костюма воспринималось ими как признак бедности.
Во второй половине XIX - начале XX вв.
наблюдалось «потускнение» осетинской одежды, что было вызвано усилением влияния
на вкусы осетин европейской моды того периода. Мужскую одежду, как правило,
шили из материи темных тонов, ткани более ярких цветов использовались при
изготовлении женской одежды. В отличие от мужского костюма, покрой женского
платья подвергся существенным изменениям. Эти изменения шли по линии сближения
традиционного женского платья с городским типом одежды. Так, под влиянием
городской моды сельские осетинки начали носить и кофту с юбкой.
Городскую фабричную обувь осетинки обычно надевали
только в особых случаях, во время праздников или если шли к кому-нибудь из
родственников или знакомых в гости. Как отзывалась пресса, «традиционный костюм
туземной девушки начинает делать некоторые уступки: легкие национальные чувяки
в праздничном наряде почти вытеснены европейскими ботинками».
В виду того, что специальных швейных мастерских в
осетинских селениях не было, для того, чтобы пошить новую верхнюю одежду
сельские жители, находящиеся в более выгодном материальном положении, шили по
заказу во Владикавказе, где было несколько мастерских по пошиву горской
традиционной одежды. Однако большинство сельских жителей Осетии изготавливало
одежду в домашних условиях, так как осетины считали, что хорошая хозяйка должна
быть и хорошей портнихой.
Текст из книги: К.Р. Дзалаева. Городская культура осетин (вторая
половина XIX – начало XX вв.). Владикавказ, 2009