Пожалуй, из материальной культуры
осетинских поселенцев менее всего подвергся влиянию соседних народов их
традиционный костюм, прежде всего мужской. Однако у ерашти
он, являясь к тому же военной формой, как и у всех казаков войска Терского и
Кубанского, постоянно усовершенствовался. Вспомним изобретение Бичераховым (станица Черноярская)
новой черкески - "бичераховка", получившей
в начале 20-х годов широкое распространение на всем Северном Кавказе. Как бы то
ни было, материалом для изготовления одежды долгое время служили домотканые
сукна, большей частью из верблюжьей шерсти, особенно у цайта,
разводивших верблюдов в немалом количестве.
3. Сосиев,
характеризуя этот вид домашних промыслов у ерашти,
писал: "Что касается кустарных промыслов, то до появления фабричных сукон,
похожих на азиатские, в станице было распространено между женщинами
изготовление местного сукна. Сукна славились красотою и доброкачественностью,
но зато кусок сукна на одну черкеску стоил от 9 до 20 рублей. С появлением же фабричных
сукон, хотя и уступающих прочностью местным станичным, но более тонких и
дешевых, производство сукон в станице пало". Автор имеет в виду 80-90-е
годы XIX в. - период массового распространения в регионе
фабричных сукон и готовой одежды. Однако и после этого изготовление домашних
сукон сократилось не повсюду. Производившиеся, например, цайта
добротные сукна из верблюжьей шерсти пользовались особым спросом у казаков,
считавших их наиболее прочными для черкески и теплыми - для башлыка.
Материалом для украшения костюма и
производства женских головных платков служил шелк, который издавна делали сами
жители. Шелководством особенно отличались ерашти, это
занятие у них считалось женским и служило исключительно для удовлетворения
домашних потребностей. Тот же 3. Сосиев отмечал, что
"принадлежности казачьего костюма черкески, бешметы, чувяки, ноговицы -
принято обшивать шелковыми шнурками, которые мастерски плетутся местными
женщинами. Кроме того, шелк служит склонности местной женщины к нарядам: из
шелка ткут изящные платки, шали к т.д."
Таким образом, материал для изготовления
одежды был местный, который давало хозяйство осетинских поселенцев, и
фабричный, приобретавшийся на рынках в Моздоке, Прохладной, Кизляре и в других
городах Кавказа и России. При этом следует отметить, что покупной материал был
достоянием более богатых слоев населения, которые обычно не занимались
производством местного материала, в том числе выделкой домашнего сукна. Во
всяком случае уже во второй половине XIX в. материал для горского костюма (черкески, бешмета,
башлыка, бурки и пр.) ерашти, например, наряду с
русскими казаками, приобретали на рынке за недорогую цену у горцев, в частности
у кабардинцев, дагестанцев, чеченцев. Так что материальное и социальное
положение горца определялось его костюмом. Богатого отличал нарядный и дорогой
костюм, и наоборот, бедного выделяла черкеска из серого грубого домотканого
сукна. Почти вся одежда у моздокских, как и у
коренных осетин, изготовлялась руками женщин. Из шерсти они делали войлочные
шляпы, бурки и пряжу для сукна. Из сукна шили черкески, башлыки, шаровары,
бешметы, ноговицы и др. Из овчины делали шапки, шубы, тулупы.
По словам наших информаторов, не было
женщины у осетинских поселенцев, которая бы не умела шить. Заметим лишь, что
это было одним из достоинств трудового воспитания
детей у осетин - приучать девочек с малых лет ко всем домашним занятиям.
Девушка, не умевшая шить, заниматься рукоделием, могла остаться старой девой.
Рассматривая мужской костюм, отметим, что
головным убором мужчин служила меховая шапка, которая в старину у всех горцев и
русских казаков была одинаковой. В течение XIX в. она претерпела ряд изменений. Первоначально, шапка
была невысокой, но к концу века сильно вытянулась вверх. У ерашти,
как и у русских казаков, бытовала длинная папаха из овчины или каракуля,
которую, по словам Л.П. Пожидаева, подшивали толстым слоем ваты для защиты
головы от шашечного удара в бою. Летом, особенно во время полевых работ, на
голову надевали белые войлочные шляпы с широкими полями для защиты от солнца.
Войлочные шляпы изготовляли преимущественно из простой белой овечьей шерсти.
Особенно ценилась шляпа из козьего пуха. По словам 75-летнего Сандро Адцеева (станица Черноярская), ерашти стали носить
этот головной убор лишь с 1900 г. К головным уборам относится и суконный
башлык, изготовлявшийся здесь преимущественно из верблюжьей шерсти, отчасти из
козьего пуха. Края башлыка обшивали галунами из шелковой
нити, а более состоятельные - из серебряной или золотой. С заостренного
конца башлыка, сверху красиво свешивалась кисть, сплетенная из шелковых, а
иногда из золотых и серебряных нитей. Спереди для того, чтобы концы башлыка не
развевались, по краю пришивали тесемку, которую стягивали нитяным шнурком.
Башлык обычно надевали с буркой во время верховой езды. В непогоду башлыком
покрывали голову. Бурку осетины надевали поверх одежды. У ерашти,
которые сами не занимались изготовлением бурок, а покупали их у кабардинцев в
Моздоке, бытовали бурки с широкими плечами, у цайта -
с более узкими плечами, иногда из длинной мохнатой шерсти.
Бурки изготовлялись самими поселенцами.
Борта бурок обшивали черными сафьяновыми лентами; богатые украшали их золотой и
серебряной тесьмой. Бурки высокого качества были достоянием имущих,
менее состоятельные и пастухи носили короткие, гладкие снаружи бурки низкого
качества. При всех разновидностях бурка у ерашти,
например, являлась необходимой принадлежностью их воинского костюма.
Отправляясь на действительную службу, казак, кроме прочего, обязан был иметь
свою бурку.
Имели распространение у осетин и шубы,
одни из которых были традиционными, другие были восприняты у соседних русских
казаков. К последним относятся длинные овчинные шубы под
русским названием "тулуп", использовавшиеся особенно во время
длительных зимних поездок, в частности по извозу. Традиционные шубы шили
из одних белых или черных барашковых шкур с дорогим фабричным суконным верхом,
причем у ерашти шуба под черкеску шилась без
воротника, что отвечало требованиям военной формы. Менее состоятельные
крестьяне носили простые шубы без верхнего покрытия или же с покрытием из
грубого домотканого сукна.
Другие элементы мужского костюма моздокских осетин мало отличались от тех, которые были
присущи общесеверокавказскому горскому костюму,
хорошо известному в литературе. Поэтому мы отметим лишь некоторые отличительные
черты костюма осетинских поселенцев. У цайта не было
принято украшать черкеску золотыми или серебряными галунами даже у богатых, что
весьма охотно делали ерашти, и особенно те из них,
которые служили в конвое его величества. Длина черкески у всех зависела от
моды; нижняя, часть черкески доходила иногда до колен и даже до пяток, а иногда
была совсем короткая. Сзади черкеска плотно стягивалась по талии, рукава ее
были длинные, расширяющиеся книзу наподобие общеосетинской.
Грудь костюма оставалась открытой, воротника не было. На груди черкески с обеих
сторон нашивались карманчики с гнездами для газырей, от 8 до 12 штук с каждой
стороны. Характерно, что кабардинцы в отличие от моздокских
поселенцев носили на черкеске только 8 газырей. По газырям определялся и
материальный достаток владельцев. У богатых они украшались золотыми или
серебряными наконечниками. Отметим и то, что у ерашти
появление на людях без черкески (цухъхъа) считалось
нарушением военной формы. У других групп поселенцев такого запрета не было.
Наиболее распространенной повседневной
одеждой был бешмет (курат) общекавказского
покроя, со стоячим строченым воротником, короткий, доходящий до колен и плотно
прилегающий к телу. По длине бешмет делали короче черкески. Крестьяне его шили
из домашнего сукна, как и черкеску, зажиточная часть населения - из фабричной
бумажной, шелковой или шерстяной ткани. По цвету бешмет делали подходящим к цвету
черкески. Он застегивался от шеи до талии застежками из тесьмы или же
металлическими крючками. Бешмет шили иногда с карманами на груди и по бокам
ниже талии. Такого фасона бешмет носили обычно старики.
Черкеску подпоясывали серебряным или
золотым поясом с кинжалом по общекавказскому образцу.
Своеобразными чертами отличались брюки,
представлявшие собой тип шаровар (шалбар) - две
штанины, соединенные большим ромбовидным клином между ногами. Завязывались
шаровары специальным шнуром, продетым через особую складку вдоль их верхнего
края.
На ноги поверх шаровар надевали ноговицы
из сафьяна или домашнего сукна. Ерашти обычно носили
сафьяновые, черного цвета ноговицы, украшенные золотыми и серебряными галунами.
Чтобы ноговицы не спадали, их завязывали у колен шнурками или ремешками.
Обувь у моздокских
осетин сохранилась также осетинского покроя. Наиболее распространенной обувью
среди крестьян были чувяки из домотканого сукна или из фабричной ткани. По
сторонам чувяки обшивали небольшими полосами сафьяна, на подошвы шла воловья
кожа. Зимою для тепла в чувяки подкладывали сено. Кроме того, чувяки шили и из
сафьяна. Широко бытовала, особенно у цайта и ирадта, старая горская обувь осетин "арчита", изготовлявшаяся из цельного куска сыромятной
кожи.
Наиболее восприимчивым к влияниям одежды
соседних народов оказался женский костюм осетинских поселенцев. Об этом
свидетельствуют и данные доктора Козловского, который, находясь в гостях у
богатого осетина-цайта, заметил висящие на стене
"шелковые женские платья русского покроя". "Женщины, - писал он,
- одеты по полу-по-азиатски, полу-по-европейски".
Во всяком случае девушка, по осетинскому обыкновению,
до замужества ходила с открытой головой, только на свадьбах изредка накидывала
белый легкий шарф. Волосы она заплетала в одну или в две косы и закидывала их
на спину. В ряде мест сохранилась старинная осетинская девичья шапка с плоским
дном, в форме цилиндра. Шапка обтягивалась красным сукном или бархатом и богато
украшалась. Ее надевали во время свадеб и в дни больших праздников.
С выходом девушки замуж костюм ее
менялся. Молодая невестка на голову надевала белую самодельную шелковую косынку
(урсцыллæ кæлмæрзæн),
которую изготовляли с большим искусством сами осетинки. Волосы и часть лица
молодая женщина в течение нескольких месяцев, иногда до рождения первого
ребенка прикрывала косынкой. После появления первого ребенка косынка заменялась
обычным самодельным платком. Под платок надевали еще небольшой платочек (сарбатан) большей частью темного цвета, особенно у старух.
У женщин помоложе платок этот завязывался двумя
острыми концами узелком на затылке под сплетенными косами. У старух же концы
платка пропускались под волосы и завязывались на темени таким же узелком. Этим
у осетин отличается повязка головного убора пожилой женщины от повязки молодой.
На тело женщина надевала рубашку без
воротника, с разрезом на груди, с длинными узкими рукавами. Рубашка
застегивалась несколькими костяными пуговицами, ее украшали шелковыми и
серебряными нитками. Под рубашку надевали длинные шаровары, которые книзу от
колен заправляли в чулки. Основной верхней одеждой было простое длинное платье,
собранное в талии, имевшее обычно клинообразный разрез на груди. Платье шили в
обтяжку, без воротника. Передний разрез его застегивался у бедных осетинок
металлическими застежками, у богатых - золотыми и серебряными. У ерашти женщины носили платья со стоячими воротниками, с
длинными узкими рукавами без манжет, имевшими к кисти рук глубокую складку.
Кофту кроили отдельно от юбки. Последнюю шили из
нескольких прямых кусков. Под платье или юбку надевали еще одну юбку из тонкой
ткани, по цвету гармонирующую с верхней одеждой. Костюм пожилой женщины и
повседневную одежду шили из материалов темного цвета.
Особенно выделялась траурная одежда. Она
была жгуче-черного цвета, носили такую одежду близкие родственницы умершего и
вдова в течение года со дня его смерти. Женщина, одетая в траурный костюм,
пользовалась среди осетин особым уважением. При встрече с ней сидящие на улице
старики приветствовали ее вставанием. Траурный костюм обычно снимали в день
годовых поминок.
На ноги женщина надевала сафьяновые или
суконные, на кожаной подошве чувяки, которые шили главным образом из черного
сафьяна и украшали золотыми и серебряными нитками. Основная масса крестьянства
довольствовалась грубой обувью из домотканого сукна, на подошве из сыромятной
кожи. Женщины из более состоятельных семей носили также башмаки и сапоги на
высоких каблуках, подобно соседям - русским казачкам.
К женской одежде относился также корсет,
знакомый и некоторым другим горцам Северного Кавказа. Корсет шили из бархата
или сафьяна; надевали его девушки в возрасте 12—13 лет и не снимали до
замужества. Платья подвязывали поясом из цветной ткани или узким сафьяновым
ремешком. Девушки и молодые невестки, особенно из богатых семей, носили
серебряные и золотые пояса. Эти пояса, а также другие женские украшения - бусы,
серьги, браслеты, застежки для платья - изготовлялись дагестанскими, главным
образом кубачинскими мастерами в Моздоке.
Теплой верхней одеждой женщин служили
пальто и ватные куртки наподобие русских и шерстяные
платки домашнего производства. Пальто стали носить в основном после Октябрьской
революции и образования колхозов.
Меньше всего обращали внимания на костюм
детей. Девочки до 5-6 лет, особенно у менее состоятельных родителей, ходили
летом босиком, в домотканых длинных платьицах и рубашках. Головного убора не
носили. Осенью и зимой верхней одеждой им служили ватные пальто, обувью -
чувяки, у более зажиточных - ботинки. Мальчики этого
же возраста одевались в короткие домотканые штаны и рубашки. Только в большие
праздники детей наряжали в ситцевую одежду. По мере того как дети подрастали,
их костюмы менялись. Девочки с 9-11 лет начинали носить кофту и юбку; платье;
их костюм и костюм девушек старших возрастов уже мало чем отличался от костюма
взрослых женщин. Менялся также и костюм мальчиков. Современный детский костюм
осетин почти ничем не отличается от городского,
особенно у цайта и ерашти.
Процесс исчезновения традиционного
костюма всех групп осетинских поселенцев начался еще задолго до войны, в связи
с широким притоком в сельские магазины готовой покупной одежды и тканей
фабричного производства. Во всяком случае в 50-е годы,
во время наших экспедиций по местам поселений осетин, мы видели в мужском
костюме лишь отдельные традиционные элементы: войлочные шляпы, каракулевые и
барашковые шапки осетинского покроя, тонкие пояса с серебряными и золотыми
украшениями, рубашки со стоячим воротником и застежкой посередине груди,
встречавшиеся и у других горских народов региона. Только у ирадта
во время больших праздников можно еще было встретить стариков в полном
традиционном костюме. Из национального женского костюма сохранились у всех
переселенцев шелковые косынки, шерстяные платки местного производства, платья
осетинского покроя, самодельные чувяки, а у ерашти и ирадта, кроме того, и свадебный костюм осетинки. В
указанное время костюм, как мужской, так и женский, уже мало отличался от
городского, а во многих случаях был совершенно аналогичен с ним, особенно у
молодежи. Девушки на праздник надевали модные платья городского покроя или
костюмы, туфли на высоких каблуках, шелковые самодельные косынки, а у ерашти нередко и городские шляпы. Летом девушки ходили с открытой
головой, заплетая волосы в косы, закинутые на спину. В зимний период носили
шерстяные косынки, пальто городского покроя, боты или галоши с туфлями. Так же
одевались и женщины. Из украшения женщин сохранились лишь кольца и частично
серьги. Большинство мужчин носили зимою гимнастерки военного образца,
брюки-галифе и сапоги, шапки или фуражки, пальто городского покроя. Многие
осетины, особенно из интеллигенции, носили бостоновые и коверкотовые костюмы с
брюками на выпуск и сорочки с галстуком. Летний костюм колхозника большей
частью состоял из войлочной шляпы, гимнастерки или рубашки со стоячим
воротником, брюк-галифе; на ноги надевали чувяки с носками или сапоги. Женщины
на работу надевали платья из хлопчатобумажной ткани, белые платки и самодельные
чувяки с чулками. Многие из молодежи и мужчин средних лет носили модные
прически, а некоторые - усы. Старики, поддерживая старую традицию, не
обходились без бороды и усов, при этом головы обязательно брили. Детский костюм
у ерашти и цайта был
полностью европеизирован и приобретался в готовом виде в городских магазинах
или сельпо.
Б.А. Калоев.
Моздокские осетины. «Наука», Москва, 1995г