Вышивка применяется очень часто, и весьма разнообразна
по материалу, техническим приемам и мотивам орнамента. Она встречается на
женской и мужской одежде, головных уборах, обуви, рукавицах, перчатках,
кисетах, скатертях, оборках кроватей и на других предметах. Вышивают по материи
и по коже, употребляя для этой цели цветные бумажные шелковые и шерстяные
нитки, золотые и серебряные нитки, белый олений волос, тонкие кожаные ремешки.
Орнамент вышивок состоит из прямолинейных или криволинейных геометрических
фигур, растительных побегов, цветов, листьев, бутонов. Западносибирский вышитый
орнамент нередко напоминает севернорусский, на Алтае вышивка в основе своей
также севернорусская, но наряду с русскими в ней встречаются казахские мотивы и
применяется казахский шов (тамбур). На Амуре севернорусские мотивы встречаются
рядом с типично украинскими (полотенца, фартуки). На Анадыре в русской вышивкенаблюдается значительная примесь юкагирских, чукотских и корякских
геометрических мотивов; некоторые технические приемы вышивания также
заимствованы от юкагиров.
Вышивка исполнялась большею частью для себя, но в
некоторых областях Сибири ею покрывались предметы, предназначенные для продажи.
Так, например, в Тобольской губернии изготовлялись вышитые полотенца и
скатерти; расшитые цветной шерстью рукавицы отправлялись в Восточную Сибирь; на
Алтае у «поляков» можно было купить вышитые полотенца, кокошники, сарафаны,
фартуки; на Анадыре (с. Марково) в значительном количестве изготовлялись
вышитая одежда, перчатки и обувь, продававшиеся на Колыме и в Гижиге.
Марковские мастерицы наряду с цветными шелковыми и
бумажными нитками употребляют при вышивании белый подшейный волос оленя.
Вышивальщицы нередко пользуются тонкими кожаными ремешками (светлыми и
темными), пропуская их через разрезы в коже. Орнамент, вышитый волосом, очень
мелкий, строго геометрический. Кожаные сумочки украшаются орнаментом из
стаченых кусочков светлой или темной кожи, вырезанных в форме треугольников,
квадратов или полос. Иногда (например, на кожаной обуви) орнамент состоит из
накладных ажурных геометрических фигур, вырезанных из тонкой кожи. Рядом с ними
помещаются на тех же вещах (обуви, рукавицах) крупные яркие цветы, бутоны и
листья, вышитые цветными нитками по материи.
В XIX и начале XX в. в некоторых женских монастырях (Томск, Туринск)
существовало производство золотошвейных изделий, широко расходившихся по
Приуралью и Сибири. Вышивка золотом и серебром известна была и алтайским «полякам».
Ею украшались главным образом женские кокошники и позатыльники. Иногда две-три
золотые нитки продергивались на полотенцах, вышитых цветными нитками. То же
«поляки» применяли для украшения рубах позумент или разноцветные шнуры. Такого
рода изделия встречались в семьях зажиточных крестьян. В 20-х годах XIX в. употребление золотых ниток при вышивании обуви
отмечено у русских Колымского округа. Большим разнообразием отличались
художественные работы в семьях богатых кержаков. Женщины у них на
сельскохозяйственную работу не выезжали, так как на полях работали нанятые для
этой цели казахи. Использование наемного труда позволяло женщинам уделять
больше времени вышиванию и вязанию.
Узорное тканье известно не только на Алтае. Им
повсеместно занимались в Тобольской губернии. Почти в каждой деревне были
мастерицы, бравшие заказы на узорные «брани», но домотканные изделия постепенно
вытеснялись фабричными. Узорные тканые пояски изготовляли крестьяне Иркутской
области. Орнамент на этих поясках был геометрический (крючки, ромбы). В домах
алтайских кержаков встречались ковры тюменской работы, а также казахские ковры,
украшенные геометрическими мотивами.
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва
- Ленинград, 1956